Развитие речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по учебно-методическому комплекту Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной

Материал из BANK
Версия от 08:47, 5 марта 2013; Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Развитие речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по учебно-методическому комплекту Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Бородинова Любовь Михайловна Муниципальное образовательное учреждение Сретенская средняя общеобразовательная школа Рыбинского МР
152984, Ярославская область, Рыбинский район, с. Сретенье
Учитель русского языка и литературы
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Развитие речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по учебно-методическому комплекту Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
2. Источник изменений Развитие устной и письменной речи обучающихся» - одна из целей изучения литературы в школе, утвержденных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования. Качественному ее достижению способствует грамотная, четко спланированная деятельность учителя-словесника, способного виртуозно соединить работу по развитию речи с литературным развитием школьников. Учитель литературы в своей работе использует весь комплекс представленных средств в организации работы по развитию речи обучающихся, но при этом сталкивается с рядом проблем. В основном в учебных пособиях упражнения и задания по развитию речи однообразны. Учитель должен проявлять все свое педагогическое мастерство и профессионализм в организации работы по развитию речи.
3. Идея изменений Повышение уровня сформированности речевых умений обучающихся посредством орагнизации работы по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
4. Концепция изменений Авторская программа по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной позволяет по-новому взглянуть на организацию работы по развитию речи обучающихся: цели литературного образования, заявленные в программе, постоянно обращают внимание учителя на развитие речи в различных формах, в программе указано точное количество часов на развитие речи. Задания по развитию речи, представленные в учебнике, разнообразны, интересны, но методические рекомендации по системному развитию речи обучающихся в авторской программе отсутствуют. Педагогом составлены методические рекомендации по развитию речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по учебно-методическому комплекту Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной.
5. Условия реализации изменений УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
6. Результат изменений Повышение уровня сформированности речевых умений.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Учителем составлено примерное планирование уроков развития речи в 5 классе по УМК под редакцией Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной по шести разделам: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда», «Басня», «Лирическое стихотворение», «Роман, повесть, рассказ». В разделах «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда», «Лирическое стихотворение» учитель планирует по 1 уроку развития речи; в разделе «Роман, повесть, рассказ» - 2 урока.
Для развития устной и письменной речи обучающихся учитель на уроках литературы использует следующие виды заданий:
*работа со словом, определение его значения;
*работа с текстом;
*работа с иллюстрациями учебника;
*создание собственных произведений (книжки-малышки, загадки, сказки, стихотворения).
Особенностью работы учителя по развитию речи на уроках литературы в 5 классе является:
#работа по развитию речи проводится ежеурочно (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы);
#применяются разнообразные формы работы по развитию речи, соответствующие возрастным особенностям учащихся: все виды пересказа; выразительное чтение, в том числе наизусть; медленное чтение с комментированием; составление ответа на вопрос; составление собственного текста и т.д. (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы);
#обязательное использование учебника, который предоставляет учителю богатый методический аппарат для организации работы по развитию речи (что не нарушает авторской концепции). Авторы УМК в содержание заданий заложили основные виды работы по развитию речи учащихся: работа со словом; работа с текстом художественного произведения; работа с иллюстративным материалом; творческая работа; виды письменных работ. Учитель дополняет виды письменных работ конкретными предложениями: на материале какого произведения рассматривать ту или иную проблематику (виды работ, устных и письменных, учитель планирует в соответствии с уровнем подготовленности класса);
#применение дополнительного дидактического материала для работы по развитию речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по УМК Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной, не противоречащего авторской концепции.
Учителем разработаны конспекты уроков, подобраны специальные методы и приемы, диагностики оценки результатов развития речевых умений и навыков.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2012 году.

Материалы находятся в ГОАУ ЯО «Институт развития образования», каб. 307.

Личные инструменты