Наряду с новыми технологиями педагог использует и новые формы уроков: урок-презентация, путешествие, КВН, урок-диалог, викторина, урок-творческая лаборатория писателя, урок-практикум, игра, творческая мастерская, брейн-ринг, урок-интервью и другие.
Цель авторской системы уроков литературы - сделать детей квалифицированными читателями, ввести ребенка в мир культуры, помочь осознать и проявить себя, сделать обучение увлекательным и привлекательным.
Реализации этой цели способствует огромная индивидуальная работа с обучающимися, усиление роли внеклассной работы по литературе.
В основе содержания и структуры программы под редакцией А.Г.Кутузова, по которой работает учитель литературы, лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Поэтому на каждом уроке литературы присутствуют элементы творчества: обычно урок начинается с творческой пятиминутки (она служит для обогащения словарного запаса, учит кратко формулировать идею, пересказывать) с использованием приема «Синквейн» (своеобразное глубокое осмысление темы в образной форме, белый стих - пятистишье), заканчивается также творческим элементом (для развития творческого воображения) типа «Какого цвета (вкуса, запаха) честь (любовь, смех...)?»
При работе над биографией писателя (для систематизации знаний) ученики осваивают прием «Кластер» (данные о писателе «собираются» в форме грозди, в центре которой фамилия поэта, писателя).
Обучающиеся также осваивают на уроках несколько видов анализа лирического произведения: академический; через символику пространства, цвета и времени; через систему образов к мотивам, своеобразие творчества; составление плана-партитуры и др.
Каждый из видов анализа способствует развитию определенных видов мышления, памяти, умений и навыков.
Большинство учащихся (среди них есть и обучающиеся в классах компенсирующего обучения) могут анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, создание опорных схем, алгоритмов, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определенной эпохой.
Для активизации мыслительной деятельности используются активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, поэтому учащиеся свободно рассуждают, обобщают, анализируют, делают выводы, рецензируют чужие и собственные ответы.
Благодаря творческим мастерским и практикумам ученики сочиняют четверостишия на любую предложенную тему, пробуют сочинять рассказы, сказки, баллады, былины, лирические стихотворения, пишут сценарии.
Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики, способствовал увеличению интереса к предмету, улучшилось качество знаний. По итогам срезовых работ процент успеваемости по литературе составляет от 80 до 100%, процент качества от 40 до 60%. Устный экзамен по литературе ученики выбирают в форме реферата, где можно проявить свое творческое «я».
Совместно с учащимися педагог создает разноуровневый дидактический материал (например, алгоритмы анализа произведений), сборники творческих работ.
|