Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Гусарова Светлана Геннадьевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 им.63-го Угличского пехотного полка

152613, Ярославская область, г. Углич, Ленинское шоссе, д. 1а,

Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
2. Источник изменений Не определены ведущие направления.
3. Идея изменений Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.
Урок - это жёсткие временные рамки, это - двадцать с лишним учеников, и каждому хочется попробовать ответить, проявить себя, показать, какой он «самый» замечательный, «самый» умный. Поэтому важно как можно чаще проводить внеурочные мероприятия, праздники, которые ненавязчиво, но в то же время увлекательно продолжают (или завершают) задуманное на уроках, дают возможность для самовыражения учащихся.
4. Концепция изменений Психологи отмечают, что творческий потенциал заложен и присутствует в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей.

Осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.

5. Условия реализации изменений Осуществление всем коллективом начальной школы программы «Работа с одарёнными и талантливыми детьми».
6. Результат изменений Устойчивые высокие результаты общей и качественной успеваемости учащихся. Высокий познавательный интерес. Осуществляя задачу по развитию творческих способностей детей, кругозора и привитию интереса к учебе, проводим школьные туры олимпиад, по результатам которых отбираются участники муниципальных олимпиад и Всероссийских конкурсов ЭМУ и Кенгуру, муниципальных конкурсов проектно – исследовательских работ. Результативность участия детей в олимпиадах и конкурсах разного уровня, рост познавательной активности детей, стремление к самостоятельному приобретению знаний.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте • Журнал «Начальная школа «До и После»// Проект «Моё дерево». 2008г, №7, г. Москва, Министерство образования.
• Предложения к уровню обязательной подготовки выпускников по всем предметам начальной школы» // Окружающий мир. Ярославль 2002, с.39-45.
• «Развитие творческих способностей учащихся» (дни наук, уроки, олимпиады, исследовательские работы, игры, творческие работы, конкурс «Ученик года», портфолио ученика). УО, г. Углич, ИМЦ, 2007 г. С.1-67
• «Педагогический калейдоскоп» (№17, 2006 г.), // «Моя задача – помочь войти ребенку в мир не как посетителю, а как полноправному жителю – творцу и деятелю», УО, 2007 г. С 3.
• Электронный сборник «Угличу 1070» // Методические разработки, ЦОР, ММЦ УО, 2007 г.
• «Исследовательская работа в начальной школе». УО, г. Углич, ИМЦ, 2007 г., С 1-40.
III. Описание опыта
В школе выделяем 4 группы детей, которые обычно и принято называть одаренными:
  1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта – 10%;
  2. дети с высоким уровнем творческих способностей - 36%;
  3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности – 10%;
  4. дети, хорошо обучающиеся в школе - 60%.

Для каждой категории групп продумана концепция комплексных мер развития одаренности. При работе с одаренными детьми и детьми с признаками одаренности проводятся наблюдения по специальной методике П. Ржичана, что позволяет организовать определенное развивающее влияние. Основные направления работы педагогического коллектива по развитию одарённости:

  • выделение факультативных часов на индивидуальную работу с одаренными детьми,
  • привлечение к работе с одаренными детьми высоко профессиональных, творческих педагогов школы, высших учебных заведений, педагогов дополнительного образования,
  • обеспечение научно-поисковой деятельностью одаренных детей в рамках школьных дней наук,
  • обеспечение развития творческих способностей одаренных детей в школьных творческих коллективах,
  • обеспечение развития творчески одаренных детей через вовлечение в КТД,
  • повышение уровня организации и проведения школьных олимпиад, предметных недель,
  • обеспечение одаренных учащихся участие в работе окружных, городских, областных, республиканских научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах с привлечением спонсорской помощи.

Ежегодно проводим Дни наук, яркие праздники, игры, путешествия, интеллектуальные марафоны. Такие мероприятия позволяют развить творчество и раскрыть потенциал личности. Каждый учитель использует в работе систему инновационной оценки «Портфолио». Ежегодно проводится школьный конкурс «Ученик года», классные руководители и учащиеся участвуют в муниципальном конкурсе «Класс – компания». Опыт работы педагогов школы одобрен профессиональным сообществом учителей начальных классов городских школ. Учитель по данной теме выступал на ГМО.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Опыт может быть распространен на региональном и муниципальном уровнях в рамках подготовки к реализации ФГОС второго поколения.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Белякова Н.П., методист высшей квалификационной категории Управления образования Угличского муниципального района.

Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 307
Тел.: 8(4852) 32-18-55

Личные инструменты