Исследовательские методы в изучении на углубленном уровне раздела «Древнерусское государство в IX-середине XIII в.»

Материал из BANK
Версия от 10:58, 23 августа 2013; Naumova (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Исследовательские методы в изучении на углубленном уровне раздела «Древнерусское государство в IX-середине XIII в.»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Федорчук Ирина Алексеевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж»
150049, г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 79
Учитель истории
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Исследовательские методы в изучении на углубленном уровне раздела «Древнерусское государство в IX-середине XIII в.».
2. Источник изменений Обучение в школе включает в себя необходимость формировать разностороннюю личность с широким кругозором, высокими нравственными качествами, работоспособную, трудолюбивую, социально адаптированную, со сложившимися коммуникативными навыками. Поскольку история включена в образовательную программу любого вуза, уже в старших классах школы возникает возможность при изучении данного предмета осуществлять общую подготовку к будущей студенческой деятельности, использовать исследовательские методы обучения.
3. Идея изменений Активизация познавательной деятельности и формирование интеллектуальной личности через использование исследовательских методов в школе.
4. Концепция изменений Учитель формирует представления учащихся об основных процессах развития российской государственности в ходе стадиально-проблемного изучения материала.
5. Условия реализации изменений Владение учителем современными образовательными технологиями.
6. Результат изменений Высокие образовательные результаты.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Учитель работает по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова «История России с древнейших времен до конца XVII века» с использованием атласа.
Выделение крупных периодов и рассмотрение всех сфер жизни общества на каждом из них позволяет изучать историю страны, двигаясь от простого к сложному. Раздел «Древнерусское государство в IX-середине XIII в.» изучается в 10 классе в начале учебного года после вводных занятий, посвященных историческим источникам, и раздела «Древнейшее прошлое России». По тематическому плану на изучение раздела отводится 28 часов.
Учитель преподает курс на углубленном уровне обучения с использованием исследовательских методов. Их применение неизбежно сочетается с репродуктивными методами из-за ограниченности времени, уже выработанной на предыдущей ступени обучения привычке школьников и сложности отдельных исторических сюжетов, которые без помощи учителя десятиклассникам трудно понять. Основными формами уроков являются школьные лекции, в которых монологическая речь учителя (в отличие от вузовской лекции) имеет более медленный темп, сопровождается вопросами на актуализацию и повторение пройденного материала, работой с картами и репродукциями. Школьные семинары проходят по материалам учебника, лекций и небольшого специально подобранного комплекса фрагментов из исторических источников и исследований. Самостоятельная работа, применение методов анализа, сравнения, обобщения развивает критическое мышление, создает условия для формирования исследовательского сознания.
Основные формы контроля: устный и письменный опрос, хронологические диктанты, задания по контурным картам, написание эссе, компьютерное тестирование, которые используются в данном курсе, можно отнести к традиционным. Применяется в упрощенном виде такая форма контроля, как коллоквиум. Он проходит во внеурочное удобное для учащегося время. Из предложенного списка тем, сформулированных достаточно широко, каждый ученик выбирает одну, готовится и приходит отвечать.
Важной формой обучения являются курсовые работы учащиеся. В классах с углубленным изучением истории многие школьники выбирают тему по истории России. В образовательный процесс на уроке включаются изыскания школьников по их курсовым работам. Завершается исследовательская работа публичной защитой.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
Личные инструменты