Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития интереса к изучению биологии

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития интереса к изучению биологии

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Кукушкина Наталья Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение Угличский физико-математический лицей
152613, Ярославская область, г. Углич, ул. Северная, д. 4
Учитель биологии
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития интереса к изучению биологии.
2. Источник изменений Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
3. Идея изменений Развитие интереса к изучению биологии через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
4. Концепция изменений Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к биологической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
Использование исследования как метода познания качественно повышает уровень деятельности учащегося, когда, как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ученик идет от восприятия и усвоения готовой информации – через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами научного решения проблем – к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению.
Учителем выявлены и описаны методические условия способствующие формированию интереса на основе учебно-исследовательской деятельности.
5. Условия реализации изменений Учебное оборудование для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
6. Результат изменений Учебная мотивация по биологии повысилась на 33%.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Применение исследовательских методов обучения способствует развитию способностей учащихся и возникновения интереса.
В зависимости от степени самостоятельности выполнения учитель выделяет три уровня учебно-исследовательской деятельности школьников:
Первый уровень – учитель сам ставит проблему, намечает план работы и методы ее решения, а ученик самостоятельно находит ее решение. На этой ступени происходит возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению добытых знаний; развитие самостоятельности и активности; вовлечение в практическую деятельность. Учащимся предлагаются исследовательские задания с большой степенью реальности содержания. Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий на этом уровне являются проблемные мини-эксперименты. На уроках - это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму.
Второй уровень – учитель ставит только проблему, а ученик самостоятельно ищет методы ее решения. Условиями, наиболее полно осваивающими на этой ступени, являются: соблюдение принципа историзма при добывании знаний; развитие самостоятельности и активности; возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; вовлечение в практическую деятельность. Оптимальной формой организации исследовательской деятельности на этом уровне является работа в малых группах. На выходе формируются умения анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать.
Третий уровень – ученик самостоятельно ставит проблему, находит методы ее исследования и решения. Условиями, освоенными учащимися на данной ступени развития исследовательской деятельности, являются: придание приобретаемым знаниям общественной направленности; соблюдение принципа историзма при добывании знаний; развитие самостоятельности и активности; возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; вовлечение в практическую деятельность. Вся работа осуществляется в процессе свободного использования эксперимента и общения, открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии на заседаниях НОУ.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Немцева Татьяна Васильевна, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО.


Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.

Личные инструменты