Система профессиональной ориентации, являясь подсистемой образовательного процесса, состоит из двух составляющих: внешнего окружения и внутренней структуры:
- внешнее окружение (вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь), включает компоненты, поступающие в систему, к которым можно отнести: обучающихся 1 – 11-ых классов, педагогические кадры, нормативно-правовые документы, информацию.
Выход системы – сформированная компетентность у выпускника в социально-трудовой сфере и обоснованный выбор профессии. Связь с внешней средой - компоненты инфраструктуры микрорайона, в котором находится система, социально-экономические условия региона, от которых напрямую зависит содержание урочной и внеурочной деятельности, профминимума. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению. Обратная связь предполагает:
- пожелания и предложения обучающихся, семьи, получаемые через отзывы, анкеты;
- поступление информации в образовательные учреждения от обучающихся, семьи, внешних партнёров;
- отзывы внешних экспертов.
Мониторинг ЕТ может рассматриваться как обратная связь, так как с результатами анкетирования знакомятся педагогические работники, родители, которые вносят свои предложения по усовершенствованию функционирования системы;
- внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы» (В.Н. Попов).
Основными компонентами внутренней структуры системы профессиональной ориентации являются:
- целевая: обучающиеся 1 – 11-х классов;
- управляющая: координационный совет, педагогический совет, методическое объединений учителей технологии, межшкольный учебный комбинат; Программа «Единая на территории системная технология обеспечения профориентационным минимумом выпускников школ Ярославской области».
- управляемая: урочная и внеурочная деятельность, результаты мониторинга уровня готовности к профессиональному выбору;
- обеспечивающая: ресурсное обеспечение (кадры, нормативно-правовые документы, программно-методические, информационные материалы и т.д.).
Основные шаги по созданию системы в условиях локальности и ресурсного дефицита:
Шаг 1.Определение основных понятий системы.
Шаг 2.Определение концептуальных оснований для построения системы: целей, задач, принципов, функций, методов системы.
Шаг 3.Определение элементов, компонентов системы, их функций и взаимосвязей.
Шаг 4.Анализ и формулирование параметров выхода системы.
Шаг 5.Определение воздействия внешней среды на систему.
Шаг 6.Определение требований к ее входу.
Шаг 7.Анализ параметров канала обратной связи.
Шаг 8.Анализ параметров процесса в системе.
Шаг 9.Построение структуры системы. При построении структуры системы и организации функционирования следует учитывать, что все процессы непрерывны и взаимообусловлены. Система функционирует на основе противоречий, конкуренции, многообразия форм функционирования и развития способности системы к обучению. Сущность категории развития заключается в том, что каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие — это необратимое и направленное изменение системы.
Шаг 10.Анализ эффективности системы, ресурсов развития, возможности взаимодействия с другими системами.
Шаг 11.Анализ условий и факторов, необходимых для качественного функционирования и развития системы. Прогноз развития и изменения среды.
Шаг 12.Описание системы. Для более полного и качественного описания системы с целью повышения их эффективности следует анализировать все свойства систем, объединенные в четыре группы: свойства, характеризующие сущность и сложность системы; свойства, характеризующие связь системы с внешней средой; свойства, характеризующие методологию целеполагания системы; свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.
|