Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 48: | Строка 48: | ||
В процессе овладения основами технологии «Дебаты» происходит интеграция таких предметов, как русский язык и литература. Подобная интеграция освобождает время и позволяет больше внимания уделять практической работе. | В процессе овладения основами технологии «Дебаты» происходит интеграция таких предметов, как русский язык и литература. Подобная интеграция освобождает время и позволяет больше внимания уделять практической работе. | ||
Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования. | Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования. | ||
+ | |||
Цель данной работы - определить эффективные приемы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы (на примере использования элементов технологии «Дебаты»). | Цель данной работы - определить эффективные приемы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы (на примере использования элементов технологии «Дебаты»). | ||
Использование упражнений, алгоритмов по освоению технологии «Дебаты» обеспечивает коммуникативное развитие учащихся, в этом нас убеждают и результаты ЕГЭ по русскому языку. | Использование упражнений, алгоритмов по освоению технологии «Дебаты» обеспечивает коммуникативное развитие учащихся, в этом нас убеждают и результаты ЕГЭ по русскому языку. |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Соколова Ольга Николаевна | Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А.Л. Кекина
152150, Ярославская область, г. Ростов, ул. Моравского, д. 6 | Учитель русского языка и литературы |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы» (на примере технологии «Дебаты») |
2. Источник изменений | Активность населения растет с каждым днем и человечество идет к величайшему достижению демократии – свободе слова, поэтому очень важно формировать навыки публичного выступления. Но с другой стороны, общество в данный момент не готово к свободному общению, так как культура речевого общения очень низка во всех слоях населения. Выход из создавшейся ситуации – глубокая, серьезная работа по формированию коммуникативной компетентности в школе. |
3. Идея изменений | Сущность данного опыта заключается в использовании технологии «Дебаты» с целью формирования коммуникативной компетентности в школе. Открытость и универсальность данной технологии позволяют применять элементы следующих технологий: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», компьютерные технологии «Обучение в сотрудничестве», разноуровневое и личностно-ориентированное обучение, технологию «Портфолио».
Таким образом, эта технология является универсальной, так как имеет отношение ко всем предметам школьного курса и выходит за рамки школы. |
4. Концепция изменений | Технология «Дебаты» является одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативной компетентности, так как позволяет сформировать не узкопредметные знания умения и навыки, а является надпредметной и имеет огромное значение, развивает качества, необходимые современному интеллигентному человеку.
Научная новизна и значимость данной работы заключается в разработке программы факультативного курса по технологии «Дебаты», создании контрольно-измерительных материалов и схемы отслеживания результатов работы учащихся. Технология «Дебаты» имеет огромные преимущества перед многими другими методами, приемами и технологиями. Основное ее преимущество заключается в том, что она открыта для других технологий, включает в себя разнообразные формы работы, методы и приемы. Кроме того, технология рассчитана на старшеклассников, которые активно ищут свое место в жизни, пытаются отстаивать свои права. Всему этому и способствуют «Дебаты». Трудоемкость и большие временные затраты, которые могут стать проблемой при подготовке проведении самой игры в «Дебаты». Поиск нужной информации требует определенных навыков, отсутствие которых значительно затрудняет работу. |
5. Условия реализации изменений | Наличие учебно-методической базы (методическая и справочная литература, дидактический материал). Профессиональная компетенция педагога и его креативность. |
6. Результат изменений | Развитие рефлексии у учащихся; расширение общекультурного кругозора; развитие интеллектуальных способностей; развитие исследовательских и организаторских навыков; развитие творческих качеств; развитие коммуникативных умений; развитие ораторских способностей; формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе; развитие критического мышления. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Данная методическая разработка – попытка обобщить схемы, алгоритмы, упражнения и систему заданий, направленных на формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время. Поскольку основной задачей изучения русского языка является формирование коммуникативной компетентности и требуется переосмысление целей и содержания, форм и методов работы, наша система работы актуальна и эффективна.
В процессе овладения основами технологии «Дебаты» происходит интеграция таких предметов, как русский язык и литература. Подобная интеграция освобождает время и позволяет больше внимания уделять практической работе. Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования. Цель данной работы - определить эффективные приемы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы (на примере использования элементов технологии «Дебаты»). Использование упражнений, алгоритмов по освоению технологии «Дебаты» обеспечивает коммуникативное развитие учащихся, в этом нас убеждают и результаты ЕГЭ по русскому языку. Тесная связь в изучении филологических дисциплин позволяет исключить экстенсивность в процессе реализации основной цели преподавания русского языка и более эффективно формирует ключевые компетентности, которые определены в «Стандартах общего образования по русскому языку и литературе». Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования. Цель данной работы - определить эффективные приемы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы (на примере использования элементов технологии «Дебаты»). |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Курицина Светлана Ивановна, ст. методист ИМЦ ГОУ ЯО ИРО Тел.: (4852) 32-18-55 E-mail: opr@iro.yar.ru |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: