Содержание и организация деятельности педагога-психолога учреждения по профилактике аддиктивного поведения

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 17: Строка 17:
|-
|-
|valign="top"|1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)
|valign="top"|1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)
-
|valign="top"|«Содержание и организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних»
+
|valign="top"|Содержание и организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних
|-
|-
|valign="top"|2. Источник изменений  
|valign="top"|2. Источник изменений  

Версия 06:49, 17 августа 2010

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Волошина Ольга Анатольевна Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико социальной помощи Центра диагностики и консультирования «Доверие» г.Переславля-Залесского

152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.40

Педагог-психолог
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Содержание и организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних
2. Источник изменений Необходимость более широкого подхода к направлению деятельности психолога – профилактика, отсутствие теоретического обоснования.
3. Идея изменений Разработка практического инструментария для профилактики злоупотребления ПАВ (и более широко для профилактики аддиктивного поведения).
4. Концепция изменений Содержание деятельности педагога-психолога по данной проблеме систематизировано в соответствии с его основными видами деятельности с указанием конкретных форм работы;
  • описаны механизмы взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних;
  • апробирована система работы педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.
5. Условия реализации изменений Наличие психологической службы школы, педагогов, прошедших соответствующее повышение квалификации, наличие тестовой диагностической базы, методического обеспечения деятельности
6. Результат изменений Повышение компетентности обучающихся, педагогов и родителей по вопросу профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних (в т.ч. – преодоление психологических барьеров в отношении проблемы зависимостей и их профилактики).

Планирование и реализация педагогическими коллективами и отдельными педагогами профилактических мероприятий по данной проблематике. Составление (или доработка) педагогическими коллективами комплексной программы учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Координация деятельности различных специалистов образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Повышение эффективности взаимодействия «педагог-родитель» в т.ч. – в целях привлечения родителей к активному участию в профилактической работе образовательного учреждения

7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Публикаций нет
III. Описание опыта
Система работы педагога-психолога ОУ по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, представленная в настоящей методической разработке, охватывает различные образовательные ступени и разные категории участников образовательного процесса. Основой выстраивания данной системы послужили наиболее распространенные и проработанные на данный момент теоретические подходы к психологической профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Профилактическая деятельность, в нашем случае, реализуется через основные виды работ педагога-психолога и разнообразные формы. Необходимым и весьма значимым условием ее эффективности является взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ОУ, описанное нами через ряд механизмов. Все перечисленные факты определяют ценность и значимость предлагаемой системы работы.

Проанализировав результаты реализации описанной системы работы, считаем необходимым, отметить следующие моменты. Профессиональные возможности педагога-психолога образовательного учреждения позволяют ему эффективно решать целый ряд задач, связанных с профилактикой аддиктивного поведения несовершеннолетних. В первую очередь – по формированию необходимой мотивации и вовлечению взрослых участников образовательного процесса (родителей, педагогов и администрации ОУ) в профилактическую деятельность данной проблематики. В не меньшей степени – по снижению факторов риска и развитию (усилению) факторов защиты по отношению к формированию аддиктивного поведения у старших дошкольников и школьников всех возрастов. Важно, что только педагог-психолог в условиях образовательного учреждения имеет возможность оказывать индивидуальную психологическую помощь педагогам, родителям, подросткам и старшеклассникам в, решении вопросов, как связанных с аддиктивными формами поведения, так и другими актуальными проблемами.

Возможности применения данной системы в деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений будут различными, в зависимости от степени представленности в работе конкретного специалиста профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних. В случае приоритетности данной деятельности, предлагаемая нами система работы может не только быть использована целиком, но и расширена, дополнена в отдельных своих аспектах. Если деятельность по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних является второстепенной, то педагогом-психологом могут быть использованы только конкретные мероприятия по отдельным видам работ, каждое из которых подтвердило в нашей практике свою эффективность.

Кроме того, материалы практической части нашей разработки могут послужить основой для планирования деятельности по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, как собственной работы педагогом-психологом, так и работы образовательного учреждения в целом его администрацией. Выступая в качестве возможного варианта, наша система деятельности может стать и отправной точкой разработки специалистами ОУ собственной системы работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. То же самое относится и к использованию отдельных, разработанных нами и приведенных в данной работе профилактических мероприятий.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Особую ценность для коллег-практиков представляю материалы, изложенные в 24 приложениях, в которых коллеги могут найти и анкеты для разных субъектов профилактической деятельности, и разработки родительских собраний, и программы для работы с подростками, и программы для работы с педагогами и многое другое. Результаты могут быть интересны и руководителям аналогичных Центров.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Шелкова В.А., директор «Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»; Киселева Т.Г., зав. кафедрой ЕМД ИРО, канд. псх. наук.

7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Приложения
  • Экспертная оценка
Личные инструменты