Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 76: | Строка 76: | ||
[[Категория: Средняя общеобразовательная школа №26 г. Рыбинска]] | [[Категория: Средняя общеобразовательная школа №26 г. Рыбинска]] | ||
[[Категория: Основное общее образование]] | [[Категория: Основное общее образование]] | ||
+ | [[Категория: Начальное образование]] | ||
[[Категория: Указать категорию из списка Направление работы]] | [[Категория: Указать категорию из списка Направление работы]] | ||
[[Категория: Указать категорию из списка Предмет]] | [[Категория: Указать категорию из списка Предмет]] |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Гришин Юрий Андреевич | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26
152903, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Кольцова, 19 | учитель физической культуры |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Развитие рефлексивных способностей обучающихся на занятиях физической культуры |
2. Источник изменений | Примерная программа по физической культуре, разработанной министерством образования, предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для предмета «Физическая культура» являются: самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; владение умениями совместной деятельности.
Успешность обучения детей данным действиям возможна при условии развития у обучающихся рефлексивных способностей. При этом необходимо отметить, что обучение детей рефлексии на уроках физической культуры затруднено, т.к. наступает противоречие с основными требованиями, предъявляемым к данному предмету: не выдерживается плотность урока. Учитель физической культуры не в полной мере готов развивать рефлексивные возможности у обучающихся. |
3. Идея изменений | Сформировать и развить у обучающегося функции целеполагания, контроля и самоконтроля, которые являются обязательными компонентами учебной деятельности. В процессе рефлексии ученик учится новым видам деятельности, позволяющим повысить успешность процесса обучения. |
4. Концепция изменений | Взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.
Диагностика уровня рефлексивности позволяет ученикам сознательно и постоянно анализировать и корректировать свою деятельность. Использование программного продукта «Автоматизированная система контроля по физической культуре», который позволяет выполнять анализ и самоанализ деятельности по развитию физических качеств учащихся, проводить работу по корректировке степени нагрузки, методики занятий, планировать дальнейшую работу. Ведение дневника самоконтроля, который позволяет учащимся планировать занятия физкультурой и спортом и фиксировать свои достижения. Анализ соревнований по материалам фото- и видеосъемок. |
5. Условия реализации изменений | Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие рефлексивных способностей у обучающихся, может включать специальные упражнения, свойственные для предмета «физическая культура» (определение уровня тренированности, физической подготовленности, физического развития), а также рефлексивные приемы и методики, имеющие надпредметный характер (дневники самоконтроля, анализ фото- и видеоматериалов). |
6. Результат изменений | Повышается уверенность в себе и своих силах, развивается чувство коллективизма и товарищества, повышается дисциплина учащихся. Родители более осознанно относится к вопросам здоровьесбережения своих детей. |
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Для того чтобы выполнить новый норматив по физической культуры необходимо воспитать и развить осознанное отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни в сознании ребенка. Учитель должен с первого класса, с первого урока начинать подготавливать детей и объяснять им основы самоконтроля, и регулярно говорить о необходимости отслеживать свой уровень развития и подготовленности.
Цель работы: обобщение и описание опыта работы по формированию навыков рефлексии у обучающихся Методика организации рефлексии на уроке включает в себя следующие этапы: 1) остановка предметной (дорефлексивной) деятельности; 2) восстановление последовательности выполняемых действий (описывается все то, что сделано, даже то, что на первый взгляд кажется неважным); 3) изучение составленной последовательности действий, с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п.; 4) выявление и формулирование результатов рефлексии; 5) проверка гипотезы на практике в последующей предметной деятельности. По формированию навыков рефлексии у обучающихся используется возможности программного продукта «Автоматизированная система контроля по физической культуре». Возможности программного продукта таковы, что информационная карта содержит данные об антропометрических данных, группе здоровья, нормативы даются не только в сравнении за учебный год (первый и второй результаты соответственно в начале и конце учебного года), но и в динамике за все время обучения ребенка в школе. Обучающийся может не только сравнить свои результаты с оценочными нормативами, но и сделать вывод о своем физическом развитии, факторах, которые повлияли на данный процесс, составить программу действий (например, записаться в спортивную секцию и т.п.). Наиболее удобная форма самоконтроля, но в то же время и более сложная форма - это ведение специального дневника. Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности. Данный дневник самоконтроля создан для учеников 3-5 классов. Развитие рефлексивных способностей обучающихся на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки внепрограммным материалом. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Курицина С.И. Тел.: (4852) 32-18-55 E-mail: opr@iro.yar.ru |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: