Содержание и организация деятельности педагога-психолога учреждения по профилактике аддиктивного поведения

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 8: Строка 8:
!Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
!Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
|-
|-
-
|Волошина Ольга Анатольевна
+
|valign="top"|Волошина Ольга Анатольевна
-
|Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико социальной помощи Центра диагностики и консультирования  «Доверие» г.Переславля-Залесского. 152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.40.
+
|valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико социальной помощи Центра диагностики и консультирования  «Доверие» г.Переславля-Залесского. 152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.40.
-
|Педагог-психолог
+
|valign="top"|Педагог-психолог
|
|
|}
|}
Строка 16: Строка 16:
|colspan="2"|<center>II.Сущностные характеристики опыта</center>
|colspan="2"|<center>II.Сущностные характеристики опыта</center>
|-
|-
-
|1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
+
|valign="top"|1.&nbsp;Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
-
|«Содержание и организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних»  
+
|valign="top"|«Содержание и организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних»  
|-
|-
-
|2. Источник изменений  
+
|valign="top"|2.&nbsp;Источник изменений  
-
|Необходимость более широкого подхода к направлению деятельности психолога – профилактика, отсутствие теоретического обоснования.
+
|valign="top"|Необходимость более широкого подхода к направлению деятельности психолога – профилактика, отсутствие теоретического обоснования.
|-
|-
-
|3. Идея изменений
+
|valign="top"|3.&nbsp;Идея изменений
-
|Разработка практического инструментария для профилактики злоупотребления ПАВ (и более широко для профилактики аддиктивного поведения).
+
|valign="top"|Разработка практического инструментария для профилактики злоупотребления ПАВ (и более широко для профилактики аддиктивного поведения).
|-  
|-  
-
|4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
+
|valign="top"|4.&nbsp;Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
-
|Содержание деятельности педагога-психолога по данной проблеме систематизировано в соответствии с его основными видами деятельности с указанием конкретных форм работы;
+
|valign="top"|Содержание деятельности педагога-психолога по данной проблеме систематизировано в соответствии с его основными видами деятельности с указанием конкретных форм работы;
*описаны механизмы взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами  образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних;
*описаны механизмы взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами  образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних;
*апробирована система работы педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.  
*апробирована система работы педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.  
|-
|-
-
|5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
+
|valign="top"|5.&nbsp;Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
-
|Наличие психологической службы школы, педагогов, прошедших соответствующее повышение квалификации, наличие тестовой диагностической базы, методического обеспечения деятельности
+
|valign="top"|Наличие психологической службы школы, педагогов, прошедших соответствующее повышение квалификации, наличие тестовой диагностической базы, методического обеспечения деятельности
|-
|-
-
|6.Результат изменений
+
|valign="top"|6.&nbsp;Результат изменений
-
|Повышение компетентности обучающихся, педагогов и родителей по вопросу профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних (в т.ч. – преодоление психологических барьеров в отношении проблемы зависимостей и их профилактики).
+
|valign="top"|Повышение компетентности обучающихся, педагогов и родителей по вопросу профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних (в т.ч. – преодоление психологических барьеров в отношении проблемы зависимостей и их профилактики).
Планирование и реализация педагогическими коллективами и отдельными педагогами профилактических мероприятий по данной проблематике. Составление (или доработка) педагогическими коллективами комплексной программы учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.  
Планирование и реализация педагогическими коллективами и отдельными педагогами профилактических мероприятий по данной проблематике. Составление (или доработка) педагогическими коллективами комплексной программы учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.  
Строка 40: Строка 40:
Координация деятельности различных специалистов образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Повышение эффективности взаимодействия «педагог-родитель» в т.ч. – в целях привлечения родителей к активному участию в профилактической работе образовательного учреждения
Координация деятельности различных специалистов образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Повышение эффективности взаимодействия «педагог-родитель» в т.ч. – в целях привлечения родителей к активному участию в профилактической работе образовательного учреждения
|-
|-
-
|7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
+
|valign="top"|7.&nbsp;Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
-
|Публикаций нет
+
|valign="top"|Публикаций нет
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"
-
|style="background:#C7C7C7" |<center>III. Описание инновационного опыта учителя**</center>
+
|<center>III. Описание инновационного опыта учителя</center>
|-
|-
|Система работы педагога-психолога ОУ по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, представленная в настоящей методической разработке, охватывает различные образовательные ступени и разные категории участников образовательного процесса. Основой выстраивания данной системы послужили наиболее распространенные и проработанные на данный момент теоретические подходы к психологической профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Профилактическая деятельность, в нашем случае, реализуется через основные виды работ педагога-психолога и разнообразные формы. Необходимым и весьма значимым условием ее эффективности является взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ОУ, описанное нами через ряд механизмов. Все перечисленные факты определяют ценность и значимость предлагаемой системы работы.
|Система работы педагога-психолога ОУ по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, представленная в настоящей методической разработке, охватывает различные образовательные ступени и разные категории участников образовательного процесса. Основой выстраивания данной системы послужили наиболее распространенные и проработанные на данный момент теоретические подходы к психологической профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Профилактическая деятельность, в нашем случае, реализуется через основные виды работ педагога-психолога и разнообразные формы. Необходимым и весьма значимым условием ее эффективности является взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ОУ, описанное нами через ряд механизмов. Все перечисленные факты определяют ценность и значимость предлагаемой системы работы.
Строка 58: Строка 58:
|colspan="2"|<center>IY.Экспертное заключение</center>
|colspan="2"|<center>IY.Экспертное заключение</center>
|-
|-
-
|Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
+
|valign="top"|Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
-
|Особую ценность для коллег-практиков представляю материалы, изложенные в 24 приложениях, в которых коллеги могут найти и анкеты для разных субъектов профилактической деятельности, и разработки родительских собраний, и программы для работы с подростками, и программы для работы с педагогами и многое другое. Результаты могут быть интересны и руководителям аналогичных Центров
+
|valign="top"|Особую ценность для коллег-практиков представляю материалы, изложенные в 24 приложениях, в которых коллеги могут найти и анкеты для разных субъектов профилактической деятельности, и разработки родительских собраний, и программы для работы с подростками, и программы для работы с педагогами и многое другое. Результаты могут быть интересны и руководителям аналогичных Центров
|-
|-
-
|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
+
|valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
-
|Директор «Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» Шелкова В.А., зав. кафедрой ЕМД ИРО, канд. псх. наук Т.Г. Киселева
+
|valign="top"|Директор «Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» Шелкова В.А., зав. кафедрой ЕМД ИРО, канд. псх. наук Т.Г. Киселева
|}
|}

Версия 07:07, 20 мая 2010

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Волошина Ольга Анатольевна Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико социальной помощи Центра диагностики и консультирования «Доверие» г.Переславля-Залесского. 152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.40. Педагог-психолог
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) «Содержание и организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних»
2. Источник изменений Необходимость более широкого подхода к направлению деятельности психолога – профилактика, отсутствие теоретического обоснования.
3. Идея изменений Разработка практического инструментария для профилактики злоупотребления ПАВ (и более широко для профилактики аддиктивного поведения).
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Содержание деятельности педагога-психолога по данной проблеме систематизировано в соответствии с его основными видами деятельности с указанием конкретных форм работы;
  • описаны механизмы взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних;
  • апробирована система работы педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Наличие психологической службы школы, педагогов, прошедших соответствующее повышение квалификации, наличие тестовой диагностической базы, методического обеспечения деятельности
6. Результат изменений Повышение компетентности обучающихся, педагогов и родителей по вопросу профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних (в т.ч. – преодоление психологических барьеров в отношении проблемы зависимостей и их профилактики).

Планирование и реализация педагогическими коллективами и отдельными педагогами профилактических мероприятий по данной проблематике. Составление (или доработка) педагогическими коллективами комплексной программы учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Координация деятельности различных специалистов образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Повышение эффективности взаимодействия «педагог-родитель» в т.ч. – в целях привлечения родителей к активному участию в профилактической работе образовательного учреждения

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте Публикаций нет
III. Описание инновационного опыта учителя
Система работы педагога-психолога ОУ по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, представленная в настоящей методической разработке, охватывает различные образовательные ступени и разные категории участников образовательного процесса. Основой выстраивания данной системы послужили наиболее распространенные и проработанные на данный момент теоретические подходы к психологической профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Профилактическая деятельность, в нашем случае, реализуется через основные виды работ педагога-психолога и разнообразные формы. Необходимым и весьма значимым условием ее эффективности является взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ОУ, описанное нами через ряд механизмов. Все перечисленные факты определяют ценность и значимость предлагаемой системы работы.

Проанализировав результаты реализации описанной системы работы, считаем необходимым, отметить следующие моменты. Профессиональные возможности педагога-психолога образовательного учреждения позволяют ему эффективно решать целый ряд задач, связанных с профилактикой аддиктивного поведения несовершеннолетних. В первую очередь – по формированию необходимой мотивации и вовлечению взрослых участников образовательного процесса (родителей, педагогов и администрации ОУ) в профилактическую деятельность данной проблематики. В не меньшей степени – по снижению факторов риска и развитию (усилению) факторов защиты по отношению к формированию аддиктивного поведения у старших дошкольников и школьников всех возрастов. Важно, что только педагог-психолог в условиях образовательного учреждения имеет возможность оказывать индивидуальную психологическую помощь педагогам, родителям, подросткам и старшеклассникам в, решении вопросов, как связанных с аддиктивными формами поведения, так и другими актуальными проблемами.

Возможности применения данной системы в деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений будут различными, в зависимости от степени представленности в работе конкретного специалиста профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних. В случае приоритетности данной деятельности, предлагаемая нами система работы может не только быть использована целиком, но и расширена, дополнена в отдельных своих аспектах. Если деятельность по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних является второстепенной, то педагогом-психологом могут быть использованы только конкретные мероприятия по отдельным видам работ, каждое из которых подтвердило в нашей практике свою эффективность.

Кроме того, материалы практической части нашей разработки могут послужить основой для планирования деятельности по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, как собственной работы педагогом-психологом, так и работы образовательного учреждения в целом его администрацией. Выступая в качестве возможного варианта, наша система деятельности может стать и отправной точкой разработки специалистами ОУ собственной системы работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. То же самое относится и к использованию отдельных, разработанных нами и приведенных в данной работе профилактических мероприятий.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Особую ценность для коллег-практиков представляю материалы, изложенные в 24 приложениях, в которых коллеги могут найти и анкеты для разных субъектов профилактической деятельности, и разработки родительских собраний, и программы для работы с подростками, и программы для работы с педагогами и многое другое. Результаты могут быть интересны и руководителям аналогичных Центров
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Директор «Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» Шелкова В.А., зав. кафедрой ЕМД ИРО, канд. псх. наук Т.Г. Киселева

7z архив с материалами

Личные инструменты