Краеведческий материал как средство формирования ключевых компетентностей учащихся

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 55: Строка 55:
-
[[Категория: Cредняя общеобразовательная школа № 6 г. Рыбинска]]  
+
[[Категория:Cредняя общеобразовательная школа № 6 г. Рыбинска]]  
[[Категория: Основное общее образование]]
[[Категория: Основное общее образование]]
[[Категория: Переход на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения]]
[[Категория: Переход на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения]]

Версия 08:05, 9 апреля 2014

Краеведческий материал как средство формирования ключевых компетентностей учащихся

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Попов Александр Николаевич Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Рыбинска
152915, Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Л. Ошанина, д. 14.
Учитель истории
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Краеведческий материал как средство формирования ключевых компетентностей учащихся.
2. Источник изменений Особенные требования новые образовательные стандарты предъявляют к результатам образования метапредметное значение. Это ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками информации. Сегодня ясно, что развитие ключевых компетентностей невозможно в условиях школьной классно-урочной системы, нужны дополнительные формы и методы обучения и воспитания учащихся. Одним из таких средств является школьное историческое краеведение.
3. Идея изменений Формирование ключевых компетентностей учащихся средствами школьного исторического краеведения.
4. Концепция изменений Школа реализует программу воспитания, основанную на интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся. Важнейшее место в решении данных задач отведено историческому краеведению. Школьное краеведение – неотъемлемая часть курса истории России, одно из средств связи обучения и воспитания с жизнью. Учителем создана система для формирования ключевых компетентностей с использованием уроков, научно-исследовательской и туристско-краеведческой деятельности.
5. Условия реализации изменений Личная заинтересованность педагога.
6. Результат изменений Более 80% учащихся заканчивают учебный год с отметкой по истории «4» и «5». Обучающиеся ежегодно участвуют и становятся победителями в Золотаревских чтениях, научных городских конференциях памяти А.А. Ухтомского.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание инновационного опыта учителя
Уроки краеведения – это путь к формированию ценностно-смысловых и учебно-познавательных компетентностей учащихся. Учитель использует разнообразные формы уроков: урок-лекция, урок-практикум, урок-презентация, урок-семинар, урок-экскурсия, проблемно-диалогический урок, урок дискуссия. Представленные формы уроков в старшей школе ведут к формированию коммуникативных и ценностно-смысловых компетентностей.
Учебно-исследовательская деятельность как форма организации образовательного процесса (образовательная технология) развивает научное мышление, воспитывает личность. Научная работа, доклад, как правило, выстраивается по определенной схеме. Структура исторического исследования чаще всего содержит четыре основных раздела: введение, собственное исследование, заключение, список источников и литературы. Возможен еще и раздел — приложение. Учитель выделяет несколько направлений научно-исследовательской работы обучающихся: история предпринимательства и предпринимательского дела, изучение истории городских учреждений (городской думы, земской управы, полицейского управления и др.), изучение истории поселений на реке Сить. Учебно-исследовательская формирует социально-трудовые, гражданские, коммуникативные, общекультурные, информационные компетентности.
Туризм – это способ познания своего края и своих возможностей. Туристско-краеведческая направленность организует оздоровительно-познавательную и соревновательную деятельность. Туристко-краеведческая работа ведется на базе внешкольного учреждения центра детско-юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТиЭ). Обучающие участвуют в походах, экскурсиях, работают в летнем профильном лагере «Храм-2006, 2007, 2008, 2009». Исследовательская деятельность лагеря заключалась в изучении памятников деревянного народного зодчества; изучение дворянских усадеб; изучения памятников храмового зодчества; мемориальных комплексов и отдельных памятников; истории отдельных поселений и опросы местного населения и реализация краеведческих проектов. Туристско-краеведческая деятельность формирует общекультурные компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на муниципальном и региональном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО.

Материалы находятся в информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО каб. 418.

Личные инструменты