Модель организационно-педагогического сопровождения реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Кол» в «[[Модель организационно-педагогического сопровождения реализации проектно-исследовательской деятельности старш)
 

Текущая версия на 07:57, 4 апреля 2014

Модель организационно-педагогического сопровождения реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Семко Елена Романовна, Лощакова Ольга Владимировна, Левина Ольга Германовна, Фомичева Анна Николаевна, Федорчук Ирина Алексеевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж»
150049 г.Ярославль, ул. Б. Октябрьская, 79 .
Авторский коллектив
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Модель организационно-педагогического сопровождения реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников.
2. Источник изменений ФГОС, устанавливая требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, среди как личностных, так и метапредметных результатов, называет «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности».
3. Идея изменений Переход от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, предвидеть последствия предпринимаемых действий.
4. Концепция изменений Переход от репродуктивного к творческому обучению может быть в значительной степени обеспечен посредством обучения учащихся технологии исследовательской деятельности. Авторским коллективом разработана модель организационно-педагогического сопровождения реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников.
5. Условия реализации изменений Организационные условия:
  • нормативно-правовые
  • финансовое обеспечение процесса организации исследовательской деятельности
  • кадровые
  • информационные

Педагогические условия:

  • ориентация на современные мировоззренческие установки и духовные ценности в новых социально-политических и экономических условиях
  • научно-методическое обеспечение исследовательской деятельности
  • создание оптимальных условий для личностного роста учащихся
  • позиционирование образовательного учреждения во внешней среде
  • взаимодействие учебного и внеурочного процессов
  • повышение квалификации преподавателей в сфере организации исследовательской деятельности
  • формирование у учащихся осознанного чувства принадлежности к научному сообществу и ориентация их на профессиональную исследовательскую деятельность
6. Результат изменений Повышение качества обучения, рост удовлетворенности учащихся занятием исследовательской деятельностью и сохранение желания заниматься исследовательской деятельностью, рост количества учащихся, желающих продолжать обучение в университетах, имеющих развитые и престижные научные школы.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Основная цель настоящей модели – формирование исследовательской компетентности старшеклассника.
Модель базируется на следующих принципах:
  • принцип программности предполагает наличие программы (образовательной программы), в которой зафиксированы все позиции, позволяющие достичь нужного результата;
  • принцип прогнозирования результатов и возможных трудностей;
  • принцип подготовки субъектов среды, материальных и технических средств для обеспечения деятельности;
  • принцип предвидения позволяет открывать более рациональные или новые способы деятельности;
  • принцип инициативы предполагает свободу выбора направления, маршрута деятельности, позволяет воплотить исследовательский замысел, выбрать план действий при решении задач.

Основными характеристиками данной модели являются:

  • ее независимость от конкретной реализации в рамках образовательного учреждения;
  • целостность (взаимосвязь всех компонентов и их работа на конечный результат не изменяются при изменении внешних условий);
  • наличие инвариантной части (цель и принципы);
  • наличие вариативной части (методы, формы, средства достижения цели);
  • способность к ароморфозу.

Компоненты модели:
Содержательно-структурный компонент представлен вариантом создания исследовательской среды как совокупности условий для организации успешной, эффективной, результативной исследовательской деятельности учащихся.
Условия исследовательской среды создаются в результате реализации следующих направлений.
1.Определение ролей всех организаторов и участников исследовательской деятельности.
2. Адаптация учащихся в исследовательском пространстве школы.
3. Система информирования о нормативно-правовых документах, определяющих особенности организации, цели и задачи, содержание и т.д.
4. Научно-профессиональная направленность исследовательской деятельности учащихся.
5. Усиление исследовательского компонента в содержании учебных программ.
6. Повышение квалификации преподавательского состава.
7. Обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся.
8. Создание системы оценки качества исследовательской деятельности учащихся.
9. Интенсификация процессов сотрудничества с другими образовательными учреждениями (университетами, колледжами, гимназиями, школами).
10. Создание системы морального и материального стимулирования субъектов, участвующих в организации исследовательской деятельности.
Процессуально-деятельностный компонент определяет этапы организации исследовательской и проектной деятельности учащихся строится на следующих принципах: системность, коммуникативность, комплексность, диалогичность, антропоцентричность и человечность, успешность, креативность.
Результативный компонент определяет подходы к оцениванию уровня и динамики сформированности исследовательской компетентности обучающихся.
В авторских материалах представлен глоссарий  (Понятия, используемые для характеристики исследовательской деятельности в школе); дана методика разработки разделов образовательной программы, связанных с организацией учебно-исследовательской  и проектной деятельности, описаны этапы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Экспертная комиссия конкурсного отбора образовательных организаций на присвоение статуса региональной инновационной площадки в 2014 году

7z архив с материалами


Перечень материалов, входящих в архив:

  • Описание модели
  • Приложения
Личные инструменты