Использование комплексного метода с элементами здоровьесберегающих технологий в коррекции сложных речевых нарушений у детей

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Naumova (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «== Использование комплексного метода с элементами здоровьесберегающих технологий в корре…»)
Следующая правка →

Версия 14:11, 2 сентября 2013

Использование комплексного метода с элементами здоровьесберегающих технологий в коррекции сложных речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Петрова Татьяна Николаевна Негосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г. Гаврилов-Яма
152240, Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, проезд Юбилейный, д. 11а
Учитель – логопед
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Использование комплексного метода с элементами здоровьесберегающих технологий в коррекции сложных речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Источник изменений В последнее время существенно возросло число детей, имеющих нарушения речи. Среди самых разнообразных речевых расстройств особое внимание следует уделить фонетико-фонематическому недоразвитию речи. Изучение речевого развития большого количества детей показало, что в возрасте 5 – 6 лет имеется достаточно высокий процент дошкольников, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Поэтому, актуальной является проблема своевременного выявления этих детей и проведение необходимого коррекционно-развивающего обучения.
3. Идея изменений Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста посредством целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития..
4. Концепция изменений Учитель-логопед примененяет комплексный метод с элементами здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях дошкольного логопункта.
5. Условия реализации изменений Владение учителем современными развивающими технологиями.
Предметно-развивающая среда.
6. Результат изменений Улучшение состояния как речевых, так и неречевых процессов у дошкольников.
Стабилизация психоэмоционального состояния, повышение умственной и речевой активности.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта

Воздействие, направленное на коррекцию сложных речевых расстройств, должно носить комплексный характер. Поскольку дети с дизартрическими расстройствами имеют неврологическую симптоматику, коррекционно-развивающая работа должна носить еще и лечебно-оздоровительный характер. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Поэтому в основу организации и содержания логопедических занятий педагогом положен комплексный метод с элементами здоровьесберегающих технологий. Все занятия проводятся в игровой форме и подчинены одной теме или сюжету. Использованные игры и упражнения направлены не только на преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, но и на развитие других компонентов речевой системы, а так же на восстановление нарушенных психофизических функций. Схема построения занятий отличается от общепринятой тем, что наряду с обязательными структурными элементами вводятся дополнительные, носящие оздоровительный характер.
Поскольку у детей со стертой дизартрией фонетические расстройства обусловлены мышечной и иннервационной недостаточностью в органах артикуляции, большое место на логопедических занятиях отводится дифференцированному массажу, самомассажу речевой мускулатуры.
Для развития речевой и мелкой моторики используется артикуляционная гимнастика в сочетание с методом биоэнергопластики. Для более успешного восприятия материала создан специальный комплекс упражнений – «Театр пальчиков и языка».
Новым, альтернативным направлением в лечебно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работе с детьми является Су-джок терапия.
Особое значение придает педагог дыхательной гимнастике, являющейся уникальным оздоровительным методом. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же способствуют достижению плавного длительного выдоха и быстрому освоению труднопроизносимых звуков.
Большинство дошкольников со стертой дизартрией испытывают мышечное напряжение, особенно в процессе автоматизации звуков. Поэтому педагог использует релаксационные упражнения, позволяющие успокоить детей и снять у них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.
Для стабилизации общего тонуса организма, устранения двигательного беспокойства, повышенной эмоциональной возбудимости и зрительно-моторной дискоординации включены в структуру занятий речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Посредством психогимнастических упражнений дети выражают свои эмоции, чувства и переживания, стремятся понимать эмоциональное состояние других людей. Пхихогимнастика способствует раскрепощению детей, развивает пластику движений, мимику, регулирует поведение, помогает концентрации внимания, активизирует работу мысли и воображения.|}

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия регионального конкурса «Лучший воспитатель дошкольного учреждения» в 2013 году.

7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка.
  • Приложения
Личные инструменты