Развитие ключевых компетентностей учащихся

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 56: Строка 56:
| valign="top"| Киселева Наталья Витальевна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
| valign="top"| Киселева Наталья Витальевна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
|}
|}
-
 
-
[[Медиа: Никулина.7z|7z архив с материалами]]
 
-
Перечень материалов, входящих в архив:
 
-
* Методическая разработка
 

Версия 08:44, 23 августа 2013

Развитие ключевых компетентностей учащихся (Обновление содержания и методики преподавания русского языка. Программа под редакцией С.И. Львовой)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Смирнова Светлана Константиновна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.А. Новикова г. Тутаева
152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Ленина, д. 96
Учитель русского языка и литературы
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Развитие ключевых компетентностей учащихся (Обновление содержания и методики преподавания русского языка. Программа под редакцией С.И. Львовой).
2. Источник изменений На современном этапе деятельность основной школы в процессе освоения родного языка должна быть направлена на достижение «речевой компетентности, языковой компетентности, социокультурной компетентности».
В образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку четко определено содержание каждого понятия, как то: «речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка, формирование и совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка; социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национального культурным компонентом значения и русскими речевыми этикетом». Для развития у школьников речевой и языковой компетентностей необходимо обновление содержание образования.
3. Идея изменений Развитие ключевых компетентностей у детей основной школы через использование программ по предмету соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта.
4. Концепция изменений Учитель работает по программе под редакцией С.И. Львовой, т.к. считает, что она в большой степени, чем традиционная, отвечает требованию государственного стандарта.
5. Условия реализации изменений Владение учителем технологиями развивающего обучения.
6. Результат изменений Повышение уровня языковой культуры обучающихся.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Проведя глубокий сравнительный анализ учебников учитель, не снижая достоинств традиционного учебника, отмечает, что содержание работы учителя-словесника в решении проблемы речевой компетентности учащихся по учебно-методическому комплекту под редакцией С.И. Львовой наиболее полно и последовательно отвечает требованиям модернизации образовательного процесса, социологизации общества.
Анализируя содержание программ в области языковой (лингвистической) компетентности, учитель отмечает, что учебно-методический комплект под редакцией С.И. Львовой решает эту задачу в ключе развивающего обучения, где речь идет о формировании и развитии умений и навыков, а не о вооружении учащихся теорий, суммой знаний о родном языке. Речь идет о формировании и развитии у учеников поисково-исследовательских навыков в процессе овладения лингвистическими понятиями, лингвистическими знаниями.
Учитель замечает, что в учебнике под редакцией С.И. Львовой проблема единства теории и практики решается более целенаправленно: теория не руководит практикой, а является на службе у практики.
Учебник 5-го класса под редакцией С.И. Львовой (система заданий, вопросов, упражнений, текстов) предлагает конкретные практические направления речевой подготовки учащихся, включает упражнения, направленные на совершенствование разных видов чтения (про себя, вслух, выразительно, с комментариями). В учебнике предлагаются конкретные задания по развитию у учащихся речевых способностей (способностей строить высказывания на лингвистические темы), упражнения позволяющие повышать уровень культурного владения языком, способствующие формированию языкового чутья.
Автор учебника предлагает следующие упражнения:
  • Произнесите правильно слова в соответствии с орфоэпическим нормами.
  • Отредактируйте сочинение ученика: устраните неоправданный повтор, усильте изобразительность речи.

В традиционном учебнике правило вводится сразу, и только после этого предлагается система упражнений для усвоения этого правила. Несомненно, недостаток такой работы в том, что лингвистическое понятие не усваивается, не осознается ребенком, а запоминается механически, отрабатывается интуитивно.
Достоинством нового учебника по русскому языку для 6-го класса является систематическая работа учащихся с лингвистическими словарями, особенно интенсивно словарная работа должна проводиться в 5, 6, 7-х классах.
Интересной особенностью учебника 6 класса является наличие текстов для списывания.
В учебниках под редакцией С.И. Львовой усилен семантический аспект на всех уровнях. В учебнике 6 класса таким семантическим центром, конечно, является состав слова.
В учебнике 6 класса представлен достаточно полный и интересный материал о выдающихся отечественных лингвистах и филологах.
Учебная программа и учебник, созданные авторским коллективом под руководством С.И. Львовой, решают проблему развития социокультурной компетентности, в то время как программе под редакцией Т.А. Ладыженской это понятие, как таковое, не вводится.
В учебнике под редакцией С.И. Львовой предлагаются задания, воспитывающие у ребят чувство национальной гордости и любви, уважения к своей малой родине, родителям, друзьям.
Огромный интерес представляют собой творческие задания, направленные на дополнение заданного текста, трансформацию готового текста, написанию текста по заданной схеме или моделирование текста. Дополняя или трансформируя текст, учащиеся обнаруживают умение использовать такие текстовые категории, как информативность, смысловая и содержательная цельность, связность, завершенность.
Методика организации творческой деятельности пересматривает свои ориентиры: в центре внимания оказывается не столько текст, сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, эмоциями, способностями.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Киселева Наталья Витальевна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Центр развития инновационной инфраструктуры"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 316
Тел.: 8(4852) 32-10-73

Личные инструменты