Формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «== Формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры== {|border="1" width="100%" |style="background:…»)
Следующая правка →

Версия 06:47, 1 февраля 2013

Формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
valign="top Кликунене Марина Сергеевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ярославля
150051, г. Ярославль, пр-т Авиаторов, д. 84.
Учитель математики
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) valign="top Формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры.
2. Источник изменений valign="top Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (проект 2011 года) изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления; сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. В рамках этих изменений математическая культура учащихся становится одним из компонентов общей культуры человека.
3. Идея изменений Развитие аналитического мышления, интуиции, логики через формирование графической культуры обучающихся.
4. Концепция изменений В школе в большей мере осуществляется аналитический и формальный подход к изучению функций. Графикам уделяется недостаточное внимание. Учителем разработаны упражнения образного (графического) характера на освоение понятий и утверждений.
5. Условия реализации изменений УМК Мордковича А.Г.
6. Результат изменений Учащиеся на этапах промежуточного и итогового контролей успешно выполняют задания с графическими моделями, умело представляют информацию с помощью различных графических образов. При изучении графических моделей развивается воображение, интуиция, логическое мышление, необходимые школьнику в современной жизни.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Основа для систематического изучения функций и дальнейшего развития графической культуры закладывается учителем уже в 5-6 классах. Проанализировав содержание некоторых учебников по «Алгебре» 7-9 классов, учитель сделал вывод, что функционально-графическая линия наиболее содержательно поставлена в учебниках Мордковича А.Г. Реализуемая в них концепция изучения функций существенно отличается от других. Методология концепции заключается в том, что каждый год обучения ориентирован на конкретную модель реальной действительности.
Основная тема 7 класса — линейная функция, что с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам. Основная тема 8 класса — квадратичная функция, моделирующая равноускоренное движение. Тема 10 класса — тригонометрические функции, которые моделируют периодические процессы. В 11 классе появляется показательная функция, которая описывает процессы органического роста.
В 7 классе функционально-графический материал изучается на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе — на рабочем, и только в 9-м классе на формальном.
Методические особенности концепции изучения функций в учебниках А.Г. Мордковича:

1. Отказ от формулировки определений функций при первом появлении этого понятия; 2. Постепенное введение в программу свойств функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости. 3. Для изучения разных видов функций в системе упражнений выделяется инвариантное ядро. Инвариантное ядро строится из шести направлений:
- функциональная символика; - графическое решение уравнений; - преобразование графиков; - чтение графика; - отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке; кусочные функции.
Учащиеся привыкают к тому, что какую бы новую функцию они ни изучали, в системе упражнений обязательно будут упражнения, рассредоточенные по указанным шести блокам.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2011 году.

7z архив с материалами

Личные инструменты