Rmc2010 (Обсуждение | вклад) (→Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности) |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) (→Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"| Фёдорова Ольга Викторовна | | valign="top"| Фёдорова Ольга Викторовна | ||
- | | valign="top"| Муниципальное образовательное учреждение физико-математический лицей г. Углича <br>152613 Ярославская обл., г. Углич, ул. Северная, д. 4 | + | | valign="top"| Муниципальное образовательное учреждение физико-математический лицей г. Углича <br>152613, Ярославская обл., г. Углич, ул. Северная, д. 4 |
| valign="top"| Учитель русского языка и литературы | | valign="top"| Учитель русского языка и литературы | ||
|} | |} |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Фёдорова Ольга Викторовна | Муниципальное образовательное учреждение физико-математический лицей г. Углича 152613, Ярославская обл., г. Углич, ул. Северная, д. 4 | Учитель русского языка и литературы |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. |
2. Источник изменений | В стандартах основного общего образования подчёркивается особая роль формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности к реальной готовности к общению, адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Коммуникативная компетентность рассматривается как один из факторов, способствующих адаптации учеников к жизни, самореализации в сложных социально-экономических условиях. В связи с изменением концепции преподавания русского языка, изменилось и содержание работы по формированию коммуникативной компетенции: значительно усилена речевая направленность в изучении грамматических тем курса, больше внимания уделяется совершенствованию всех видов речевой деятельности. Но по-прежнему одним из самых сложных в работе учителя – словесника остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над изучаемым языковым явлением, но и над смыслом, который несёт предложенный текст. |
3. Идея изменений | Дидактический материал как средство формирования коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций. |
4. Концепция изменений | Культура слова, свободное и правильное владение речью в различных сферах речевого общения помогут в дальнейшем учащемуся почувствовать себя востребованным в родном городе, стать успешным в социуме. Как показывает опыт, уроки с привлечением краеведческого материала создают положительную мотивацию учащихся и обеспечивают связь с речевой жизненной практикой. Учитель разработал систему уроков по развитию речи в 6-ом классе на основе материалов краеведения. |
5. Условия реализации изменений | Необходимая МТБ, методические и дидактические материалы. |
6. Результат изменений | Овладение учащимися речевой деятельностью, её видами (слушанием, говорением, чтением, письмом) и развитие речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка. |
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Данное планирование составлено в соответствии с программой и учебным комплексом М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. и соответствует разделам учебника этих же авторов. Краеведческий материал, форма подачи, выбор приёмов и видов работы с этим материалом осуществляются не произвольно, а в тесной связи с целями, задачами и содержанием урока и предполагает целенаправленный отбор и его методическую интерпретацию. Эта работа проводится как на специальных уроках по развитию речи, так и на уроках грамматики. Её целью является овладение школьниками языковыми нормами, связанными с особенностями семантики, произношения, морфологии и синтаксиса, а также умение выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учитель описала приёмы организации речевой деятельности учащихся в аспекте краеведения с учётом совершенствования всех её четырёх видов (слушания, говорения, чтения, письма), разработала коллективные, индивидуальные и групповые задания с учётом аспектов краеведения, выявила новые формы работы. Использование материалов краеведения не только помогает расширить кругозор учащихся, но и способствует совершенствованию развития речи учащихся. Подростки общительны и коммуникабельны. Они с удовольствием участвуют в городских мероприятиях (краеведческая конференция, лингвистический бой), где показывают хорошие результаты, проявляют интерес к общественной жизни города. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном и федеральном уровнях. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Никифорова Любовь Геннадьевна, главный специалист ГОАУ ЯО «Институт развития образования» |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: