Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «== Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формиро…»)
Следующая правка →

Версия 06:49, 9 октября 2012

Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Фёдорова Ольга Викторовна Муниципальное образовательное учреждение физико-математический лицей г. Углича


152613 Ярославская обл., г. Углич, ул. Северная, д. 4

Учитель русского языка и литературы
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности.
2. Источник изменений В стандартах основного общего образования подчёркивается особая роль формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности к реальной готовности к общению, адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Коммуникативная компетентность рассматривается как один из факторов, способствующих адаптации учеников к жизни, самореализации в сложных социально-экономических условиях.
В связи с изменением концепции преподавания русского языка, изменилось и содержание работы по формированию коммуникативной компетенции: значительно усилена речевая направленность в изучении грамматических тем курса, больше внимания уделяется совершенствованию всех видов речевой деятельности.
Но по-прежнему одним из самых сложных в работе учителя – словесника остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над изучаемым языковым явлением, но и над смыслом, который несёт предложенный текст.
3. Идея изменений Дидактический материал как средство формирования коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций.
4. Концепция изменений Культура слова, свободное и правильное владение речью в различных сферах речевого общения помогут в дальнейшем учащемуся почувствовать себя востребованным в родном городе, стать успешным в социуме.
Как показывает опыт, уроки с привлечением краеведческого материала создают положительную мотивацию учащихся и обеспечивают связь с речевой жизненной практикой. Учитель разработал систему уроков по развитию речи в 6-ом классе на основе материалов краеведения.
5. Условия реализации изменений Необходимая МТБ, методические и дидактические материалы.
6. Результат изменений Овладение учащимися речевой деятельностью, её видами (слушанием, говорением, чтение, письмом) и развитие речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание инновационного опыта учителя
Данное планирование составлено в соответствии с программой и учебным комплексом М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. и соответствует разделам учебника этих же авторов.
Краеведческий материал, форма подачи, выбор приёмов и видов работы с этим материалом осуществляются не произвольно, а в тесной связи с целями, задачами и содержанием урока и предполагает целенаправленный отбор и его методическую интерпретацию. Эта работа проводится как на специальных уроках по развитию речи, так и на уроках грамматики. Её целью является овладение школьниками языковыми нормами, связанными с особенностями семантики, произношения, морфологии и синтаксиса, а также умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Учитель описала приёмы организации речевой деятельности учащихся в аспекте краеведения с учётом совершенствования всех её четырёх видов (слушания, говорения, чтения, письма), разработала коллективные, индивидуальные и групповые задания с учётом аспектов краеведения, выявила новые формы работы.
Использование материалов краеведения не только помогает расширить кругозор учащихся, но и способствует совершенствованию развития речи учащихся. Подростки общительны и коммуникабельны. Они с удовольствием участвуют в городских мероприятиях (краеведческая конференция, лингвистический бой), где показывают хорошие результаты, проявляют интерес к общественной жизни города.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном и федеральном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Никифорова Любовь Геннадьевна, главный специалист ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
Личные инструменты