Опыт использования системы определения и оценивания результатов образовательной деятельности на уроках биологии

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 10: Строка 10:
|-  
|-  
| valign="top"|Корунова Ирина Витальевна
| valign="top"|Корунова Ирина Витальевна
-
| valign="top"|ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат № 4
+
| valign="top"|ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат № 4 <br>152120, Ярославская область, г.Переславль-Залесский, ул.Свободы, д.61
-
152120, Ярославская область, г.&nbsp;Переславль-Залесский, ул.&nbsp;Свободы, д.&nbsp;61
+
| valign="top"|Учитель биологии
| valign="top"|Учитель биологии
|}
|}

Версия 11:58, 26 декабря 2011

Опыт использования системы определения и оценивания результатов образовательной деятельности на уроках биологии

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Корунова Ирина Витальевна ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат № 4
152120, Ярославская область, г.Переславль-Залесский, ул.Свободы, д.61
Учитель биологии
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Опыт использования системы определения и оценивания результатов образовательной деятельности на уроках биологии
2. Источник изменений Широко применяясь в повседневной школьной практике, традиционная пятибалльная система оценивания нередко является причиной конфликтов, маленьких трагедий и далеко неэффективным средством целостного развития и становления личности. Сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет личностного роста обучающихся и их мнения, делает затруднительным переход к системе развивающего, личностно-ориентированного обучения. Поиск путей решения проблемы обусловил появление и становление опыта, который формировался в процессе работы в специальных (коррекционных) классах VII вида.
3. Идея изменений Основные идеи данной работы: усовершенствовать систему оценивания результатов образовательной деятельности с учетом учебных возможностей обучающихся; увеличить показатели результативности образовательной деятельности: обучаемости и сформированности мыслительных общеучебных умений и навыков; уменьшить психотравмирующее влияние контроля на обучающихся; повысить познавательную мотивацию и адекватную самооценку у детей.

Используются элементы педагогической технологии «Индивидуальный стиль учебной деятельности», благодаря которой можно оценить качество образовательной деятельности в специальных (коррекционных) классах VII вида.

4. Концепция изменений Отслеживание динамики обучаемости помогает адекватно оценивать усилия в планировании и организации учебного процесса с каждым ребёнком, правильно определяя долю индивидуальной педагогической помощи. Методом измерения служат специальные контрольно-методические срезы. В качестве повышения уровня обучаемости в структуру урока включены развивающие задания репродуктивного, прикладного и творческого уровней.

Процедура оценивания открыта для учащихся, что позволяет ребенку пробовать свои силы на пределе учебных возможностей и соответственно повышать свою оценку. Внедрение системы оценивания учебных достижений обучающихся малозатратно; её использование не занимает много учебного времени урока и не требует специальной подготовки обучающихся. Новизна работы заключается в том, что позволяет учителю, работая в традиционной классно-урочной системе, реализовывать принципы гуманистического и личностно-ориентированного образования. Это обеспечивается применением системы оценивания деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Вместе с этим, ученик пробуя себя в само- и взаимооценивании, формирует ключевые компетентности и развивает себя как личность.

5. Условия реализации изменений Использование описанных приемов оценивания учебных достижений обучающихся возможно педагогами разных специальностей. Учебно-методическое обеспечение занятий.
6. Результат изменений Сохранение у детей благоприятного эмоционального состояния.

Прозрачность и объективность оценивания (ученик знает критерии выставления текущих и итоговых отметок). Заинтересованность учеников в получении более высокой оценки (ученику всегда предоставляется возможность заработать более высокий балл). Адекватное самооценивание учеником своих учебных достижений на основе критериальной и коллективной оценки.

7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Традиционные средства оценивания результатов образовательной деятельности обучающихся – это всегда внешнее оценивание, т.е. оценивание учителем. Ситуация оценивания всегда переживается, она личностно значима и эмоционально окрашена. Традиционная пятибалльная система оценивания сосредоточена на измерении уровня сформированности знаний, умений, навыков и лишь в некоторой степени – творческих способностей обучающихся. В рамках этой системы практически отсутствует учет личностного роста обучающихся и их мнения, что делает затруднительным переход к системе развивающего, личностно-ориентированного обучения.

Выявленные противоречия позволили определить проблему: какой должна быть система оценивания, чтобы значение каждого балла было понятно не только учителю, но и ученику и принято им? Как объективно оценить профессиональную деятельность учителя на уроке? Поиск путей решения проблемы обусловил появление и становление опыта, который формировался в процессе работы в специальных (коррекционных) классах VII вида, но описываемая система, по сути, универсальна. Актуальность исследования состоит в решении проблемы оценивания учебных достижений учащихся и результата образовательной деятельности учителя биологии. Ценность данного опыта заключается в следующем:

  • привлечение внимания педагогов к необходимости использования потенциала оценочной деятельности как компонента учебного процесса;
  • использование описанных приемов оценивания учебных достижений обучающихся возможно педагогами разных специальностей;
  • внедрение системы оценивания учебных достижений обучающихся малозатратно; её использование не занимает много учебного времени урока и не требует специальной подготовки обучающихся;
  • реализация усовершенствованной системы оценивания учебных достижений учеников позволяет добиться прозрачности и объективности оценивания ответов/работ, уменьшения психотравмирующего влияния контроля на обучающихся, повышения познавательной мотивации и адекватной самооценки у детей;
  • представлен апробированный на практике дидактический материал по контролю и оценке учебных достижений школьников на уроках биологии.

Следствием качественного осуществления контроля и оценивания учебных достижений обучающихся на уроках является совершенствование организации процесса обучения. Чем объективнее результат контроля, тем больше возможностей у педагога для анализа и рефлексии собственной деятельности, а значит видения путей повышения качества образования. Качество работы учителя в этом случае, кроме успеваемости, определяется по динамике показателей результативности образовательной деятельности: обучаемости и сформированности мыслительных общеучебных умений и навыков. В перспективе планируется продолжение разработки дидактического обеспечения процедур оценивания и создание контрольно-методические срезов по биологии для 6 и 7 классов.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Курицина Светлана Ивановна, ст. методист ИМЦ ГОУ ЯО ИРО
Тел.: (4852) 32-18-55
E-mail: opr@iro.yar.ru

7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Опыт работы
Личные инструменты