Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) эмоционально окрашенной лексикой

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «==Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого разви…»)
Строка 40: Строка 40:
|<center>'''III. Описание опыта'''</center>
|<center>'''III. Описание опыта'''</center>
|-
|-
-
|В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Значительное место среди них занимает эмоционально-окрашенная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. <br>Свою работу педагог начала с комплексного логопедического обследования, которое включало в себя изучение и анализ анамнестических данных; изучение паралингвистических средств общения, в частности, мимики детей; выявление особенностей формирования и использования эмоционально-окрашенной лексики у детей с данной речевой патологией.
+
|В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Значительное место среди них занимает эмоционально-окрашенная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. <br>Свою работу педагог начала с комплексного логопедического обследования, которое включало в себя изучение и анализ анамнестических данных; изучение паралингвистических средств общения, в частности, мимики детей; выявление особенностей формирования и использования эмоционально-окрашенной лексики у детей с данной речевой патологией. <br>Педагогом использованы методы и приемы логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у дошкольников изучаемой категории. <br>Для экспериментального обучения отобран следующий речевой материал:  
-
Педагогом использованы методы и приемы логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у дошкольников изучаемой категории. <br>Для экспериментального обучения отобран следующий речевой материал:  
+
*эмоциональная лексика, называющая чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;  
*эмоциональная лексика, называющая чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;  
-
*эмоциональная лексика, состоящая из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны. <br>Одновременно проводилась работа по формированию синонимических и антонимических отношений. Лексический запас детей расширялся путем введения разных частей речи.<br>В коррекционно-логопедической работе использовались следующие методические приемы: анализ произведений художественной литературы, особенно пейзажной поэзии; рассматривание сюжетных картин, серии сюжетных картин, иллюстраций к произведениям художественной литературы; просмотр диафильмов, мультфильмов; рисование эмоций с помощью пиктограмм; использование этюдов на выражение основных эмоций; драматизация ситуаций; драматизация сказок; рассказы детей из личного опыта (когда дети испытывали разные эмоции); использование дидактических игр; прослушивание музыкальных произведений. <br>Коррекционно-логопедическое воздействие осуществлялось поэтапно.  Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. <br>Педагогом систематизированы имеющиеся в литературе и созданы новые методические материалы:
+
*эмоциональная лексика, состоящая из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны.<br>Одновременно проводилась работа по формированию синонимических и антонимических отношений. Лексический запас детей расширялся путем введения разных частей речи.<br>В коррекционно-логопедической работе использовались следующие методические приемы: анализ произведений художественной литературы, особенно пейзажной поэзии; рассматривание сюжетных картин, серии сюжетных картин, иллюстраций к произведениям художественной литературы; просмотр диафильмов, мультфильмов; рисование эмоций с помощью пиктограмм; использование этюдов на выражение основных эмоций; драматизация ситуаций; драматизация сказок; рассказы детей из личного опыта (когда дети испытывали разные эмоции); использование дидактических игр; прослушивание музыкальных произведений. <br>Коррекционно-логопедическое воздействие осуществлялось поэтапно.  Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. <br>Педагогом систематизированы имеющиеся в литературе и созданы новые методические материалы:
*словарь эмоционально окрашенной лексики  для детей старшего дошкольного возраста, составленный на основе анализа языка детской художественной литературы, словарей русского языка;
*словарь эмоционально окрашенной лексики  для детей старшего дошкольного возраста, составленный на основе анализа языка детской художественной литературы, словарей русского языка;
*описание дидактических игр, заданий и упражнений для использования на занятиях воспитателями, психологами и логопедами;
*описание дидактических игр, заданий и упражнений для использования на занятиях воспитателями, психологами и логопедами;

Версия 09:33, 24 ноября 2011

Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) эмоционально окрашенной лексикой

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Епархина Татьяна Борисовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 107 г. Ярославля
150063 г. Ярославль, ул. Громова, д. 42а.
Учитель-логопед
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) эмоционально окрашенной лексикой.
2. Источник изменений На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В то же время методы и приемы организации работы по обогащению словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи эмоционально окрашенной лексикой недостаточно разработаны.
3. Идея изменений Повышение эффективности работы по обогащению речи детей эмоциональной лексикой посредством систематической, поэтапной, специально организованной коррекционной работы.
4. Концепция изменений Одним из путей оптимизации процесса речевого развития старших дошкольников является расширение лексического запаса речи детей за счет эмоционально окрашенной лексики. Учителем-логопедом систематизированы имеющиеся в литературе и созданы новые методические материалы по изучаемой проблеме. Намечены и апробированы методы и приемы логопедической работы по обогащению словарного запаса дошкольников изучаемой категории эмоционально окрашенной лексикой.
5. Условия реализации изменений Дидактические материалы.
6. Результат изменений Расширение диапазона эмоционально окрашенной лексики, качественное изменение лексического состава активного словаря, изменение уровня речевого общения в целом.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Значительное место среди них занимает эмоционально-окрашенная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества.
Свою работу педагог начала с комплексного логопедического обследования, которое включало в себя изучение и анализ анамнестических данных; изучение паралингвистических средств общения, в частности, мимики детей; выявление особенностей формирования и использования эмоционально-окрашенной лексики у детей с данной речевой патологией.
Педагогом использованы методы и приемы логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у дошкольников изучаемой категории.
Для экспериментального обучения отобран следующий речевой материал:
  • эмоциональная лексика, называющая чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
  • эмоциональная лексика, состоящая из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны.
    Одновременно проводилась работа по формированию синонимических и антонимических отношений. Лексический запас детей расширялся путем введения разных частей речи.
    В коррекционно-логопедической работе использовались следующие методические приемы: анализ произведений художественной литературы, особенно пейзажной поэзии; рассматривание сюжетных картин, серии сюжетных картин, иллюстраций к произведениям художественной литературы; просмотр диафильмов, мультфильмов; рисование эмоций с помощью пиктограмм; использование этюдов на выражение основных эмоций; драматизация ситуаций; драматизация сказок; рассказы детей из личного опыта (когда дети испытывали разные эмоции); использование дидактических игр; прослушивание музыкальных произведений.
    Коррекционно-логопедическое воздействие осуществлялось поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
    Педагогом систематизированы имеющиеся в литературе и созданы новые методические материалы:
  • словарь эмоционально окрашенной лексики для детей старшего дошкольного возраста, составленный на основе анализа языка детской художественной литературы, словарей русского языка;
  • описание дидактических игр, заданий и упражнений для использования на занятиях воспитателями, психологами и логопедами;
  • разработана серия игр и упражнений в помощь родителям для закрепления эмоциональной лексики в домашних условиях;
  • создана последовательность заданий для работы по составлению рассказов по сюжетным картинкам с использованием эмоциональной лексики;
  • подобраны тексты из художественных произведений и иллюстрации к ним, произведения изобразительного и музыкального искусства.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Червякова Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры специальной коррекционной педагогики ГОАУ ЯО ИРО.

7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Приложения
  • Рецензия

Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.

Личные инструменты