(Различия между версиями)
Версия 09:02, 21 ноября 2011
Организация творческой работы с текстовой задачей как средство формирования умений младших школьников решать задачи
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
|
Топникова Лариса Владимировна
| Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Рыбинска 152935 Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Моторостроителей, д. 27.
| Учитель начальных классов
|
II.Сущностные характеристики опыта
|
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
| Организация творческой работы с текстовой задачей как средство формирования умений младших школьников решать задачи.
|
2. Источник изменений
| Работа над задачей остаётся одним из важнейших аспектов обучения математике в начальной школе, когда закладываются основы знаний. Вместе с тем это и одна из наиболее сложных проблем, с которыми сталкивается учитель при обучении детей, т. к. решение задач требует творческого продуктивного подхода, проникновения в скрытые в задаче связи и зависимости, которые зачастую могут быть необычными, нестандартными, а иногда и уникальными.
|
3. Идея изменений
| Успешное освоение учащимися умения работать с текстовой задачей через реализацию системы работы над задачей на творческом уровне.
|
4. Концепция изменений
| Практика показывает, что наиболее трудной с точки зрения учителей и учащихся является работа с текстовой задачей. Многолетнее наблюдение за процессом формирования умений младших школьников работать с задачей показало, что процесс этот требует детальной проработки, предупреждения методических ошибок, продуманности в обращении к задачам, размещённым в учебниках математики. Учителем разработаны методические рекомендации к организации работы над задачей на каждом этапе исследования текстовых задач.
|
5. Условия реализации изменений
| Владение учителем методикой и технологиями, заложенными в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
|
6. Результат изменений
| Увеличение количества детей, успешно справляющихся с решением текстовых задач.
|
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
|
|
III. Описание инновационного опыта учителя
|
Осуществляя систему работы над задачей, педагог полностью реализует цель и принципы системы, разработанной Л. В. Занковым. Это даёт учащимся возможность осознания нового способа действия, необходимости нового знания и самостоятельных поисков новых способов решения задач, даёт возможность ценить мысли одноклассников и даже ошибочные пути поиска истины, находя в них рациональное зерно. Учителем разработаны методические рекомендации к работе над задачей с сохранением основных положений авторской программы, приводится алгоритм работы с текстовой задачей: погружение в задание, осмысление и доказательство признаков задачи, моделирование задачи различными способами, составление плана решения, осуществление плана, проверка решения, ответ, работа с задачей после ее решения. Работая по этапам алгоритма исследования задачи, учитель имеет возможность показать типичные ошибки, допущенные учащимися, и способы их устранения. Учитель отслеживает динамику развития умения работать с задачей, изучает процесс и результат общего развития ребёнка, вовремя корректирует свои действия. Реализация системы работы над задачей на творческом уровне делает более успешным процесс освоения учащимися умения работать с текстовой задачей, что создаёт условия для максимального индивидуального развития каждого ученика.
|
IY.Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
| Данный опыт рекомендован к распространению на муниципальном и региональном уровнях.
|
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| Петрова Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО ИРО.
|
Материалы находятся в информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО каб. 418.