Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Пелевина» в «[[Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского яз)
Строка 48: Строка 48:
# Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов.  
# Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов.  
# Использование исторического, историко-бытового  этимологического комментариев. <br>В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения:<br>  
# Использование исторического, историко-бытового  этимологического комментариев. <br>В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения:<br>  
-
*составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,  
+
* составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,  
-
*нахождение фразеологизмов в тексте,
+
* нахождение фразеологизмов в тексте,
-
*подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту,
+
* подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту,
-
*работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами,
+
* работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами,
-
*упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок,  
+
* упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок,  
-
*изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев. <br>В своей работе учитель использует следующие формы: классно-урочную (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочную деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН). <br>Систематическое обучение устойчивым оборотам и их активизация в речи способствует умственному, речевому и эмоциональному развитию обучающихся. Давая четкое толкование устойчивых оборотов, а затем путем лингвистических и логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащихся в активную умственную деятельность, побуждает задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым способствует повышению уровня мыслительной и речевой способности
+
* изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев.
 +
<br>В своей работе учитель использует следующие формы: классно-урочную (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочную деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН). <br>Систематическое обучение устойчивым оборотам и их активизация в речи способствует умственному, речевому и эмоциональному развитию обучающихся. Давая четкое толкование устойчивых оборотов, а затем путем лингвистических и логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащихся в активную умственную деятельность, побуждает задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым способствует повышению уровня мыслительной и речевой способности
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"
Строка 64: Строка 65:
| valign="top"|Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО.
| valign="top"|Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО.
|}
|}
-
[[Медиа: Суслова.7z|7z архив с материалами]]
 
-
 
-
Перечень материалов, входящих в архив:
 
-
* Методическая разработка
 
-
* Приложения
 
-
* Рецензия
 
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.

Версия 06:38, 21 ноября 2011

Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Пелёвина Надежда Владимировна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1с углубленным изучением английского языка г. Рыбинска.
152934 Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 15.
Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками.
2. Источник изменений В изучении русского языка большую роль играет овладение фразеологическим богатством. Без овладения фразеологизмами, пословицами и поговорками невозможно правильное понимание родной речи как в устной, так и в письменной форме. Вопросы обогащения речи устойчивыми оборотами и их активизация в речи не нашли достаточного места в учебном процессе, значительное число устойчивых оборотов, имеющихся в учебниках, остается неусвоенным, а объяснение значения их без дальнейшего закрепления и активизации недостаточным. Кроме того, эпизодическая работа с устойчивыми оборотами, не вырабатывает у детей способность воспринимать своеобразие языка художественных произведений благодаря использованию данных языковых единиц.
3. Идея изменений Повышение уровня мыслительной деятельности обучающихся через систему работы по включению фразеологических единиц в речь младших школьников.
4. Концепция изменений Определенная система по усвоению и активизации устойчивых оборотов в речи младших школьников отсутствует. В методической литературе для начальных классов, посвященной работе по фразеологии, специальных разработок почти нет, поэтому возникла необходимость изучать данную проблему и находить пути ее практического решения.
5. Условия реализации изменений Положительная динамика развития мыслительной деятельности младших школьников.
Ежегодное ученики принимают участие во Всероссийском этапе интеллектуального марафона учеников-занковцев.
6. Результат изменений
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Учитель предусматривает работу с фразеологическими оборотами на каждом году обучения в начальной школе, включая устойчивые обороты во все разделы науки о языке. бытового и этимологического комментариев.
Для определения уровня владения обучающимися устойчивыми оборотами проводятся диагностические работы. Выявленные затруднения обучающихся доказывают необходимость включения фразеологических единиц в активный словарный запас школьников, осознания детьми возможной трансформации фразеологизмов. Большое количество упражнений, предлагаемых учителем, направлено на выявление семантики фразеологических оборотов. Учитель строит работу с учетом возрастных особенностей детей. Причём в первом классе, ограничивается лишь одним из способов объяснения устойчивых оборотов, в первой половине второго учебного года вводит наряду с объяснением некоторые виды работ по закреплению, в третьей четверти второго класса дополняет эту работу активизацией наиболее часто встречающихся устойчивых оборотов, больше внимания уделяет закреплению и активизации образных средств в различных видах речевой деятельности.
Важное место в процессе обучения занимает объяснение значения устойчивых оборотов, что достигается разнообразными приемами.
Эффективными приёмами семантизации являются:
  1. Подбор лексического эквивалента, который может быть выражен одним или несколькими синонимами.
  2. Объяснение значения путем развернутого описания.
  3. Семантизация с помощью контекста.
  4. Раскрытие значения устойчивого оборота подбором свободного словосочетания.
  5. Раскрытие значения устойчивого оборота с помощью изученных ранее устойчивых сочетаний.
  6. Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов.
  7. Использование исторического, историко-бытового этимологического комментариев.
    В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения:
  • составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,
  • нахождение фразеологизмов в тексте,
  • подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту,
  • работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами,
  • упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок,
  • изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев.


В своей работе учитель использует следующие формы: классно-урочную (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочную деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН).
Систематическое обучение устойчивым оборотам и их активизация в речи способствует умственному, речевому и эмоциональному развитию обучающихся. Давая четкое толкование устойчивых оборотов, а затем путем лингвистических и логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащихся в активную умственную деятельность, побуждает задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым способствует повышению уровня мыслительной и речевой способности

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО.

Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.

Личные инструменты