Формирование универсальных учебных действий средствами предмета технологии

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «== Формирование универсальных учебных действий средствами предмета технологии == {|border="1" wid…»)
Следующая правка →

Версия 05:10, 31 октября 2011

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета технологии

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Шарапова Елена Алексеевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36
150054 г. Ярославль, ул. Щапова, д.14
Учитель технологии
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Формирование универсальных учебных действий средствами предмета технологии.
2. Источник изменений Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Особая роль в современной школе отводится урокам технологии. Современный школьный курс технологии дает свободу творчества, выбора способов деятельности, направлен на самоорганизацию, саморазвитие, самопознание и успешную социализацию каждого ученика.

3. Идея изменений Обеспечение решения задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся в рамках организации образовательного процесса на уроках технологии.
4. Концепция изменений Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Достигнуть этого можно только путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта, при этом формируя, применяя и сохраняя знания, умения и навыки.
В условиях модернизации образования особо подчеркивается необходимость создания условий для личностного развития ученика с учетом его творческих способностей и образовательных потребностей. Учителем разработаны методические материалы по теме «Материаловедение» в 5-7 классах: педагогический инструментарий для всего блока, система уроков, включающая эффективные приёмы формирования универсальных учебных действий, диагностическое исследование эффективности использования разработанных материалов, определены необходимые условия организации образовательного процесса.
5. Условия реализации изменений Необходимое программно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
6. Результат изменений Положительная динамика сформированности УДД, повышение мотивации к учебной деятельности, качества обучения, интереса родителей к учебе детей.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание инновационного опыта учителя
Технологическое образование – это процесс и результат активного приобретения учащимися технологических ЗУН и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к творческой и гармоничной деятельности на научной основе. Современное образование должно стать достоянием личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. Поэтому именно на уроках технологии учащиеся должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
Тема «Материаловедение» является «сквозной» для 5-7 классов. Особенность ее состоит в том, что она формирует знания учащихся о видах и свойствах материала, особенностях ухода за ними; формирует навыки определения ассортимента ткани, работы с тканью, подбора тканей на изделие.
Используя модульную технологию, учитель организует учебный процесс не «от учителя», а «от ученика». При создании технологической карты уроков, педагог особое внимание уделяет отбору приемов и технологий работы. Каждое учебное занятие по технологии, направленное на формирование социально значимых качеств и способностей учащихся, имеет свою схему создания: задача  метод  урок. Предлагаемая технологическая карта учебной темы (модуля) легко анализируется и корректируется.
В основу методики преподавания уроков технологии положен творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности. По итогам урока обязательно проводится анализ успешности деятельности:
  • оценка самого процесса педагогической деятельности, т.е. изменения в содержании и организации педагогической деятельности, совершенствование и внедрение новых технологий и управления образовательной системой.
  • оценка результатов: обученности, обучаемости, социальности, воспитанности школьников; динамику развития коллектива и отношений участников педагогического процесса.

Для определения результативности работы учитель использует различные методики, устанавливает тесное сотрудничество с психологом, классным руководителем, родителями, руководителями кружков.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на муниципальном и региональном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Экспертиза при защите на высшую квалификационную категорию.

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
Личные инструменты