Rmc2010 (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Т» в «[[Технология подготовки и проведения лингвистических интеллектуально-познавательных игр для обучающихся 6 – 9 класс) |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| valign="top"|Мельникова Екатерина Михайловна, Гапонова Жанна Константиновна, Каменская Татьяна Геннадьевна | | valign="top"|Мельникова Екатерина Михайловна, Гапонова Жанна Константиновна, Каменская Татьяна Геннадьевна | ||
| valign="top"|Государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» <br>150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а, а/я 687 | | valign="top"|Государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» <br>150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а, а/я 687 | ||
- | | valign="top"|Мельникова Е.М., Гапонова Ж.К. – педагоги дополнительного образования Центра, | + | | valign="top"|Мельникова Е.М., Гапонова Ж.К. – педагоги дополнительного образования Центра, <br> |
Каменская Т.Г. – методист Центра | Каменская Т.Г. – методист Центра | ||
|} | |} | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|5. Условия реализации изменений | | valign="top"|5. Условия реализации изменений | ||
- | | valign="top"|Интеграция основного и дополнительного образования. | + | | valign="top"|Интеграция основного и дополнительного образования. <br>Компетентности педагогических работников в области методики и практики подготовки и проведения интеллектуальных программ. |
- | Компетентности педагогических работников в области методики и практики подготовки и проведения интеллектуальных программ. | + | |
|- | |- | ||
| valign="top"|6. Результат изменений | | valign="top"|6. Результат изменений | ||
Строка 38: | Строка 37: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | | valign="top"|7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | ||
- | | valign="top"|Ж.К.Гапонова, Т.Г.Каменская. К вопросу о формировании языковой личности в школе (из опыта работы с учащимися). Сб.: Традиции и новаторство в развитии лингвистической и методической мысли: материалы Международной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР профессора В.А.Малаховского. – Самара: ПГСГА, 2010, с.140-144 | + | | valign="top"|#Ж.К.Гапонова, Т.Г.Каменская. К вопросу о формировании языковой личности в школе (из опыта работы с учащимися). Сб.: Традиции и новаторство в развитии лингвистической и методической мысли: материалы Международной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР профессора В.А.Малаховского. – Самара: ПГСГА, 2010, с.140-144 |
- | Гапонова Ж.К., Мельникова Е.М. «Лингвистический пентагон»: Инновационные формы подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку. Сб.: Лингвистика в современном мире// Материалы III Международной научно-практической конференции/ Под ред. Е.В.Шутовой. – М.: Издательство Перо, 2011, с. 87-91 | + | #Гапонова Ж.К., Мельникова Е.М. «Лингвистический пентагон»: Инновационные формы подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку. Сб.: Лингвистика в современном мире// Материалы III Международной научно-практической конференции/ Под ред. Е.В.Шутовой. – М.: Издательство Перо, 2011, с. 87-91 |
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" | ||
|<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center> | |<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center> | ||
|- | |- | ||
- | |Одним из приоритетных образовательных проектов Центра стал областной открытый Чемпионат интеллектуальных игр школьников «Команда года», существующий с 2005 года. | + | |Одним из приоритетных образовательных проектов Центра стал областной открытый Чемпионат интеллектуальных игр школьников «Команда года», существующий с 2005 года. <br>При подготовке к чемпионату проводится большая подготовительная работа: формируется нормативная база, создаются оргкомитет, методическая комиссия и жюри; ведётся работа с руководителями команд. Один из трудоёмких этапов – разработка конкурсных заданий и написание сценария игр. Лингвистический турнир «Юный языковед» для учащихся 6-7 классов представляет собой соединение нескольких конкурсных программ: это и «Что? Где? Когда?», и викторина, и отчасти олимпиада. Турнир представляет собой командное состязание, где основное количество заданий направлено на коллективный поиск решения за ограниченное количество времени. Включаются в турнир и задания творческого характера, чаще это домашнее задание (например, традиционно команды готовят представление, похвальное слово русскому языку, придумывают лингвистические загадки, сказки для соперников, рекламируют лингвистические словари и др.). |
- | При подготовке к чемпионату проводится большая подготовительная работа: формируется нормативная база, создаются оргкомитет, методическая комиссия и жюри; ведётся работа с руководителями команд. Один из трудоёмких этапов – разработка конкурсных заданий и написание сценария игр. Лингвистический турнир «Юный языковед» для учащихся 6-7 классов представляет собой соединение нескольких конкурсных программ: это и «Что? Где? Когда?», и викторина, и отчасти олимпиада. Турнир представляет собой командное состязание, где основное количество заданий направлено на коллективный поиск решения за ограниченное количество времени. Включаются в турнир и задания творческого характера, чаще это домашнее задание (например, традиционно команды готовят представление, похвальное слово русскому языку, придумывают лингвистические загадки, сказки для соперников, рекламируют лингвистические словари и др.). | + | |
Для старших школьников (8-9 класс) была выбрана более зрелая форма интеллектуальной игры – лингвистический бой, который базируется на преемственности и усложнении. Схематически технология игры может быть выражена следующим образом: | Для старших школьников (8-9 класс) была выбрана более зрелая форма интеллектуальной игры – лингвистический бой, который базируется на преемственности и усложнении. Схематически технология игры может быть выражена следующим образом: | ||
I. Подготовительная часть/решение задач: этап продуктивного мышления. | I. Подготовительная часть/решение задач: этап продуктивного мышления. | ||
Строка 59: | Строка 57: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | | valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | ||
- | | valign="top"|Хабатилова Лариса Витальевна | + | | valign="top"|Хабатилова Лариса Витальевна <br>Конт. телефон: (8-4852) 30-31-06 |
- | Конт. телефон: (8-4852) 30-31-06 | + | |
Адрес: 150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а. | Адрес: 150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а. | ||
olimp@olimp.edu.yar.ru | olimp@olimp.edu.yar.ru | ||
Строка 72: | Строка 69: | ||
[[Категория: Прочее направление работы]] | [[Категория: Прочее направление работы]] | ||
[[Категория: Описание методики, технологии]] | [[Категория: Описание методики, технологии]] | ||
- | [[Категория: Мельникова Екатерина Михайловна | + | [[Категория: Мельникова Екатерина Михайловна]] |
+ | [[Категория: Гапонова Жанна Константиновна]] | ||
+ | [[Категория: Каменская Татьяна Геннадьевна]] |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Мельникова Екатерина Михайловна, Гапонова Жанна Константиновна, Каменская Татьяна Геннадьевна | Государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» 150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а, а/я 687 | Мельникова Е.М., Гапонова Ж.К. – педагоги дополнительного образования Центра, Каменская Т.Г. – методист Центра |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Технология подготовки и проведения лингвистических интеллектуально-познавательных игр для обучающихся 6 – 9 классов с целью выявления и поддержки обучающихся, проявляющих способности в гуманитарной области. |
2. Источник изменений | Известно, что такие предметы, как русский язык не вызывают особенного интереса, потому что сопряжены с кропотливой и трудоёмкой работой по освоению правил, закономерностей, исключений, чтением текстов и т.д. Решить проблему формирования интереса к познанию и в целом оказать влияние на формирование личности помогут активные формы организации деятельности обучающихся. |
3. Идея изменений | Вовлечение учащихся в современные формы научно-исследовательской деятельности, интеллектуально-познавательные игры способствует выявлению и поддержке обучающихся, проявляющих способности в гуманитарной области. |
4. Концепция изменений | Для поддержки обучающихся в овладении и совершенствовании знаний и умений, связанных с родным языком и родной речью группой педагогов организован областной открытый Чемпионат интеллектуальных игр школьников «Команда года», включающий лингвистические турниры «Юный языковед» (6-7 классы), лингвистические бои (8-9 классы). |
5. Условия реализации изменений | Интеграция основного и дополнительного образования. Компетентности педагогических работников в области методики и практики подготовки и проведения интеллектуальных программ. |
6. Результат изменений | Интеллектуально-познавательные игры способствуют ранней профессиональной ориентации школьников; участники лингвистических турниров и боёв занимают призовые места на гуманитарных олимпиадах различного уровня, продолжают обучение по профилю русской и иностранной филологии в ЯГПУ имени К.Д.Ушинского. |
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | #Ж.К.Гапонова, Т.Г.Каменская. К вопросу о формировании языковой личности в школе (из опыта работы с учащимися). Сб.: Традиции и новаторство в развитии лингвистической и методической мысли: материалы Международной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР профессора В.А.Малаховского. – Самара: ПГСГА, 2010, с.140-144
|
Одним из приоритетных образовательных проектов Центра стал областной открытый Чемпионат интеллектуальных игр школьников «Команда года», существующий с 2005 года. При подготовке к чемпионату проводится большая подготовительная работа: формируется нормативная база, создаются оргкомитет, методическая комиссия и жюри; ведётся работа с руководителями команд. Один из трудоёмких этапов – разработка конкурсных заданий и написание сценария игр. Лингвистический турнир «Юный языковед» для учащихся 6-7 классов представляет собой соединение нескольких конкурсных программ: это и «Что? Где? Когда?», и викторина, и отчасти олимпиада. Турнир представляет собой командное состязание, где основное количество заданий направлено на коллективный поиск решения за ограниченное количество времени. Включаются в турнир и задания творческого характера, чаще это домашнее задание (например, традиционно команды готовят представление, похвальное слово русскому языку, придумывают лингвистические загадки, сказки для соперников, рекламируют лингвистические словари и др.). Для старших школьников (8-9 класс) была выбрана более зрелая форма интеллектуальной игры – лингвистический бой, который базируется на преемственности и усложнении. Схематически технология игры может быть выражена следующим образом: I. Подготовительная часть/решение задач: этап продуктивного мышления. II. Зрелищная часть/конкурс капитанов-раунды игры-смены ролей (оппонент-докладчик). На протяжении всех этапов игры ученики вовлечены в активный мыслительный и коммуникативный процесс. «Изюминкой» лингвистического боя являются задачи, предъявляемые для решения школьникам. Авторы-составители подбирают задачи из разных областей языкознания, чтобы дать возможность выбора школьникам и при этом расширить круг их интересов и знаний. На подготовительном этапе от участников требуется грамотно, четко и доказательно сформулировать своё решение задачи, спланировать стратегию защиты своей позиции, предусмотреть возможные слабые стороны своего доклада и соответственно те вопросы, которые могут возникнуть у оппонента. Зрелищная часть предполагает непосредственное общение соперников, выполняющих поочерёдно роли докладчиков и оппонентов. На этом этапе участники демонстрируют навыки устной монологической и диалогической речи: умение слушать и слышать, критически оценивать полученную информацию, корректно формулировать вопросы, правильно, доказательно и эмоционально вести диалог. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на районном, региональном, межрегиональном уровнях. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Хабатилова Лариса Витальевна Конт. телефон: (8-4852) 30-31-06 Адрес: 150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а. olimp@olimp.edu.yar.ru |
Материалы находятся в образовательном учреждении.