Naumova (Обсуждение | вклад) |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 46: | Строка 46: | ||
* Особенности интерактивного обучения и использование АМО с учётом возрастных особенностях; | * Особенности интерактивного обучения и использование АМО с учётом возрастных особенностях; | ||
* Проектирование профилактической деятельности и др. | * Проектирование профилактической деятельности и др. | ||
- | В процессе работы участники группы часто погружаются в позицию другого человека - ребенка, подростка, родителя, учителя и «примеряют» на себя чувства и проблемы других людей. Основными методами работы на данном этапе являются: ролевые («Марионетки», «Кладоискатель», «Механизмы», «Волк и семеро козлят», «Степной огонь» и др.), деловые игры («Социальная реклама», «Социальный проект»), групповая дискуссия («Мифы и реальность»), работа в парах («Каша манная»), работа в малых группах, мозговой штурм (Причины употребления ПАВ), а также мини-лекция («Социальное партнерство в профилактике», «Волонтерство в профилактике» и др.), диагностические процедуры (тесты на выявление зависмости и созависимости, входящая и итоговая диагностика), психогимнастические упражнения («Утро в зоопарке», «Австралийский дождь»). <br>Третья, заключительная, часть – рефлексия и шеринг. Обсуждение должно затрагивать вопросы, которые помогут проанализировать не только содержательную часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. По ценности это весомая часть, так как помогает участникам подвести итог занятия; проанализировать те чувства, которые они испытали и осознали в процессе занятия; сформулировать, чему они научились, какие навыки приобрели благодаря работе в группе; определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки. <br>Продолжительность и режим занятий варьируются в зависимости от образовательной программы или семинара в рамках которых проводится тренинг и от численности участников. <br>Мониторинг эффективности тренинговых занятий осуществляется с помощью: | + | В процессе работы участники группы часто погружаются в позицию другого человека - ребенка, подростка, родителя, учителя и «примеряют» на себя чувства и проблемы других людей. Основными методами работы на данном этапе являются: ролевые («Марионетки», «Кладоискатель», «Механизмы», «Волк и семеро козлят», «Степной огонь» и др.), деловые игры («Социальная реклама», «Социальный проект»), групповая дискуссия («Мифы и реальность»), работа в парах («Каша манная»), работа в малых группах, мозговой штурм (Причины употребления ПАВ), а также мини-лекция («Социальное партнерство в профилактике», «Волонтерство в профилактике» и др.), диагностические процедуры (тесты на выявление зависмости и созависимости, входящая и итоговая диагностика), психогимнастические упражнения («Утро в зоопарке», «Австралийский дождь»). <br>Третья, заключительная, часть – рефлексия и шеринг. Обсуждение должно затрагивать вопросы, которые помогут проанализировать не только содержательную часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. По ценности это весомая часть, так как помогает участникам подвести итог занятия; проанализировать те чувства, которые они испытали и осознали в процессе занятия; сформулировать, чему они научились, какие навыки приобрели благодаря работе в группе; определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки. <br>Продолжительность и режим занятий варьируются в зависимости от образовательной программы или семинара в рамках которых проводится тренинг и от численности участников. <br>Мониторинг эффективности тренинговых занятий осуществляется с помощью: |
+ | * ежедневной обратной связи (рефлексия, шеринг); | ||
+ | * анализа самостоятельно разработанных педагогами профилактических проектов и профилактических занятий; | ||
+ | * сравнительного анализа результатов начального, промежуточного и итогового анкетирования участников. | ||
+ | Программа «Преодоление» разработана на основе научной концепции ярославских учёных - доктора педагогических наук, профессора М.И. Рожкова и доктора педагогических наук М. А. Ковальчук. <br>Структура программы представлена тремя блоками: | ||
+ | * информационный - содержит информацию о концептуальных теоретических основах ведения профилактики аддиктивного поведения из мирового и отечественного опыта, | ||
+ | * интерактивный - направлен на овладение педагогами интерактивными методами ведения профилактической работы в образовательной среде. Особенностью программы «Преодоление» является то, что большая часть занятий проходит в активной для участников форме (23 лекционных и 49 практических занятий). При этом педагоги включены в различные виды деятельности, которые способствуют развитию активной позиции, позволяют находить свое место в группе, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку другим членам группы. | ||
+ | * проектный - направлен на обучение участников программы основам проектной деятельности при разработке и внедрении программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. <br>Основные формы работы: | ||
+ | * игровые: деловые коммуникационные, ролевые игры; | ||
+ | * дискуссионные: дискуссии, мозговой штурм; | ||
+ | * тренинговые методы: семинар-тренинг, практическое занятие с элементами тренинга. <br>Особое значение в программе отведено тренинговым методам.Проводя тренинг педагог создает условия для развития компетентности педагогов в области профилактики: информационной («Я знаю о профилактике»), мотивационной («Я хочу заниматься профилактикой») и деятельностной («Я могу и делаю») (овладения эффективными формами и методами ведения профилактической работы). | ||
|} | |} | ||
Строка 68: | Строка 78: | ||
* Методическая разработка | * Методическая разработка | ||
* Приложения | * Приложения | ||
- | + | ||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Демичева Надежда Григорьевна | МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения детей 152155 Ярославская область, г. Ростов, ул. Фрунзе, 22а. | Социальный педагог |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Применение тренинга для эффективной подготовки педагогов к ведению деятельности по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних в образовательной среде. |
2. Источник изменений | Системе образования отведена ведущая роль в области профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Педагоги образовательных учреждений признают преимущества интерактивных методов в профилактической работе, но зачастую не готовы к их практическому применению, нуждаются в специальной подготовке в этой области. Наиболее эффективной формой обучения педагогов являются тренинговые занятия. |
3. Идея изменений | Формирование мотивационной готовности педагогов к ведению профилактической работы, обучение педагогов эффективным методам и формам профилактической работы, формирование навыков и умений по их практическому применению через использование системы тренинговых занятий. |
4. Концепция изменений | Актуальность и новизна тренинга для педагогов определяются его направленностью на подготовку специалистов в области профилактики аддиктивного поведения, сохранения и укрепления здоровья. Тренинг сам по себе является изменением. Основой подготовки педагогов является компетентностный подход. Педагоги в тренинге усваивают информацию быстрее, имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится продуктивнее и интереснее. Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга. Для подготовки специалистов - организаторов комплексных мероприятий по построению системы профилактики в образовательном учреждении, инициировании их к развитию или созданию собственных проектов в области предупреждения аддиктивного поведения несовершеннолетних педагогом разработана программа «Преодоление» с использованием тренинговых занятий. Программа направленна на кардинальное переосмысление содержания, структуры и методов реализации профилактической работы. |
5. Условия реализации изменений | Наличие у тренеров опыта тренинговой и профилактической работы; численность тренинговой группы 12-16 человек; оптимальное количество ведущих на 1 группу – 2 человека; наличие помещений, пригодных для проведения тренинговой работы (просторные, светлые, оборудованы необходимой мебелью, наличие шумоизоляции), технических и канцелярских средств обеспечения обучения; занятия проводятся «методом погружения» от 4 до 6 часов в день в течение 3-5 дней. |
6. Результат изменений | - повышение уровня информационной компетентности педагогов в среднем на 40%; - мобилизация личностных ресурсов участников, направленных на формирование активной жизненной позиции в области сохранения и укрепления здоровья, повышение уровня мотивационной готовности на ведение профилактической деятельности на 45%; - освоение и дальнейшее использование педагогами интерактивных форм и методов ведения профилактической работы. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте | Подготовка педагогов к профилактике употребления ПАВ детьми и подростками // Педагогический Вестник №4 (2004);
Организация деятельности МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения г. Ростова по профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними//Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи. Материалы международной научной конференции. Ярославль 2005 с. 125-126. |
Тренинг – активный (интерактивный) метод обучения, способ организации взаимодействия, который предполагает эмоциональную и личностную включённость его участников. Тренинг в подготовке педагогов к ведению профилактики — это особый вид обучения, во время которого опыт участников, опыт ведущего, специальные технологии обучения и наличие адекватного теоретического материала по теме дают качественно новый продукт — групповое знание об эффективных формах и методах профилактической работы. Основной целью тренинга является создание условий для развития компетентности педагогов в области профилактики: информационной («Я знаю о профилактике»), мотивационной («Я хочу заниматься профилактикой») и деятельностной («Я могу и делаю») (овладения эффективными формами и методами ведения профилактической работы). Ведущий (тренер) обеспечивает неформальную обстановку общения на тренинге, общается с участниками на равных, он – часть группы. На начальном этапе обучения педагогов важно сделать акцент на создании благоприятной психологической атмосферы в группе и на мотивировании участников на работу в тренинге. В ходе тренинга активность тренера постепенно уступает место активности группы. Тренинговое занятие имеет следующую структуру. Первый этап: тренинговое занятие начинается с приветствия участников, принятия правил работы группы и знакомства участников. (техника «Щит). Каждое последующее занятие также начинается с «разогрева» группы, который необходим, чтобы внимание участников переключилось с событий внешнего мира на события внутри группы, создания позитивного эмоционального настроя, рабочей атмосферы. При этом используются «ледокольные техники» (например, «Рукопожатие или поклон», «Смешное приветствие» и др.). Во второй части (рабочий этап) раскрывается тема занятия. Исходя из практического опыта – темы при обучении педагогов следующие:
В процессе работы участники группы часто погружаются в позицию другого человека - ребенка, подростка, родителя, учителя и «примеряют» на себя чувства и проблемы других людей. Основными методами работы на данном этапе являются: ролевые («Марионетки», «Кладоискатель», «Механизмы», «Волк и семеро козлят», «Степной огонь» и др.), деловые игры («Социальная реклама», «Социальный проект»), групповая дискуссия («Мифы и реальность»), работа в парах («Каша манная»), работа в малых группах, мозговой штурм (Причины употребления ПАВ), а также мини-лекция («Социальное партнерство в профилактике», «Волонтерство в профилактике» и др.), диагностические процедуры (тесты на выявление зависмости и созависимости, входящая и итоговая диагностика), психогимнастические упражнения («Утро в зоопарке», «Австралийский дождь»).
Программа «Преодоление» разработана на основе научной концепции ярославских учёных - доктора педагогических наук, профессора М.И. Рожкова и доктора педагогических наук М. А. Ковальчук.
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Состав экспертного совета областного этапа I Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2010» в номинации «Тренер здоровья»: Солондаев В.К.- кандидат психологических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией специального (коррекционного) образования, ГОУ ЯО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центра психолого-медико-социального сопровождения "Центр помощи детям»; Шелкова В.А.- кандидат психологических наук, директор МОУ ЦПМСС «Доверие» г. Ярославля; Макарова Е.Р.- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО «Институт развития образования».
|
Перечень материалов, входящих в архив: