Применение тренинга для подготовки педагогов к деятельности по профилактике аддиктивного поведения детей

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Применение тренинга для эффективной подготовки педагогов к ведению деятельности по про…»)
Строка 41: Строка 41:
|<center>'''III. Описание опыта'''</center>
|<center>'''III. Описание опыта'''</center>
|-
|-
-
|Тренинг – активный (интерактивный) метод обучения, способ организации взаимодействия, который предполагает эмоциональную и личностную включённость его участников.
+
|Тренинг – активный (интерактивный) метод обучения, способ организации взаимодействия, который предполагает эмоциональную и личностную включённость его участников. <br>Тренинг  в подготовке педагогов к  ведению  профилактики  — это особый вид обучения, во время которого опыт  участников, опыт ведущего, специальные технологии обучения и наличие адекватного теоретического материала по теме дают качественно новый продукт — групповое знание об эффективных формах и методах профилактической работы. <br>Основной целью тренинга является создание условий для развития компетентности педагогов в области профилактики: информационной («Я знаю о профилактике»), мотивационной («Я хочу заниматься профилактикой») и деятельностной («Я могу и делаю») (овладения эффективными формами и методами ведения профилактической работы). <br>Ведущий (тренер) обеспечивает неформальную обстановку общения на тренинге, общается с участниками на равных, он – часть группы. На начальном этапе обучения педагогов важно сделать акцент на создании благоприятной психологической атмосферы в группе и на мотивировании участников на работу в тренинге. В ходе тренинга активность тренера постепенно  уступает место активности группы. <br>Тренинговое занятие имеет следующую структуру. <br>Первый этап:  тренинговое занятие начинается с приветствия участников, принятия правил работы группы и знакомства участников. (техника «Щит). Каждое последующее занятие также начинается с «разогрева» группы, который необходим, чтобы внимание участников переключилось с событий внешнего мира на события внутри группы, создания позитивного эмоционального настроя, рабочей атмосферы. При этом используются «ледокольные техники» (например, «Рукопожатие или поклон», «Смешное приветствие» и др.). <br>Во второй части  (рабочий этап) раскрывается тема занятия. <br> Исходя из практического опыта – темы при обучении педагогов следующие: * Сущность проблемы аддиктивного поведения; * Основные качества педагога-координатора; * Особенности интерактивного обучения и использование АМО с учётом возрастных особенностях; * Проектирование профилактической деятельности и др. <br>В процессе работы участники группы часто погружаются в позицию другого человека - ребенка, подростка, родителя, учителя и «примеряют» на себя  чувства и проблемы других людей. Основными методами работы на данном этапе являются: ролевые («Марионетки», «Кладоискатель», «Механизмы», «Волк и семеро козлят», «Степной огонь»  и др.), деловые игры («Социальная реклама», «Социальный проект»), групповая дискуссия («Мифы и реальность»), работа в парах («Каша манная»), работа в малых группах, мозговой штурм (Причины употребления ПАВ), а также мини-лекция («Социальное партнерство в профилактике», «Волонтерство в профилактике»  и др.),  диагностические процедуры (тесты на выявление зависмости и созависимости, входящая и итоговая диагностика), психогимнастические упражнения («Утро в зоопарке», «Австралийский дождь»).  <br>Третья, заключительная, часть – рефлексия и шеринг. Обсуждение должно затрагивать вопросы, которые помогут проанализировать не только содержательную часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. По ценности это весомая часть, так как помогает участникам  подвести итог занятия; проанализировать те чувства, которые они испытали и осознали в процессе занятия;  сформулировать, чему они научились, какие навыки приобрели благодаря работе в группе; определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки. <br>Продолжительность и режим занятий варьируются в зависимости от образовательной программы или семинара в рамках которых проводится тренинг и от численности участников. <br>Мониторинг эффективности тренинговых занятий осуществляется с помощью: <br> - ежедневной обратной связи (рефлексия, шеринг); <br>-анализа самостоятельно разработанных педагогами профилактических проектов и профилактических занятий; <br>сравнительного анализа <br> результатов начального, промежуточного и итогового анкетирования участников. <br>Программа «Преодоление» разработана на основе научной концепции ярославских учёных - доктора педагогических наук, профессора М.И. Рожкова и доктора педагогических наук М. А. Ковальчук. <br>Структура программы представлена тремя блоками. <br>Информационный - содержит информацию о концептуальных теоретических основах ведения профилактики аддиктивного поведения  из мирового и отечественного опыта. <br>Интерактивный - направлен на овладение педагогами интерактивными методами ведения профилактической работы в образовательной среде. Особенностью программы «Преодоление» является то, что большая часть занятий проходит в активной для участников форме (23 лекционных и 49 практических занятий). При этом педагоги включены в различные виды деятельности, которые способствуют развитию активной позиции, позволяют находить свое место в группе, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку другим членам группы. <br>Проектный - направлен на обучение участников программы основам проектной деятельности при разработке и внедрении программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. <br>Основные формы работы: <br>игровые: деловые коммуникационные, ролевые игры; <br>дискуссионные: дискуссии, мозговой штурм; <br>тренинговые методы: семинар-тренинг, практическое занятие с элементами тренинга. <br>Особое значение в программе отведено тренинговым методам.Проводя тренинг педагог создает условия для развития компетентности педагогов в области профилактики: информационной («Я знаю о профилактике»), мотивационной («Я хочу заниматься профилактикой») и деятельностной («Я могу и делаю») (овладения эффективными формами и методами ведения профилактической работы).
-
Тренинг  в подготовке педагогов к  ведению  профилактики  — это особый вид обучения, во время которого опыт  участников, опыт ведущего, специальные технологии обучения и наличие адекватного теоретического материала по теме дают качественно новый продукт — групповое знание об эффективных формах и методах профилактической работы. <br>Основной целью тренинга является создание условий для развития компетентности педагогов в области профилактики: информационной («Я знаю о профилактике»), мотивационной («Я хочу заниматься профилактикой») и деятельностной («Я могу и делаю») (овладения эффективными формами и методами ведения профилактической работы). <br>Ведущий (тренер) обеспечивает неформальную обстановку общения на тренинге, общается с участниками на равных, он – часть группы. На начальном этапе обучения педагогов важно сделать акцент на создании благоприятной психологической атмосферы в группе и на мотивировании участников на работу в тренинге. В ходе тренинга активность тренера постепенно  уступает место активности группы. <br>Тренинговое занятие имеет следующую структуру. <br>Первый этап:  тренинговое занятие начинается с приветствия участников, принятия правил работы группы и знакомства участников. (техника «Щит). Каждое последующее занятие также начинается с «разогрева» группы, который необходим, чтобы внимание участников переключилось с событий внешнего мира на события внутри группы, создания позитивного эмоционального настроя, рабочей атмосферы. При этом используются «ледокольные техники» (например, «Рукопожатие или поклон», «Смешное приветствие» и др.). <br>Во второй части  (рабочий этап) раскрывается тема занятия.  Исходя из практического опыта – темы при обучении педагогов следующие: <br>Сущность проблемы аддиктивного поведения; <br>Основные качества педагога-координатора; <br>Особенности интерактивного обучения и использование АМО с учётом возрастных особенностях; <br>Проектирование профилактической деятельности и др. <br>В процессе работы участники группы часто погружаются в позицию другого человека - ребенка, подростка, родителя, учителя и «примеряют» на себя  чувства и проблемы других людей. Основными методами работы на данном этапе являются: ролевые («Марионетки», «Кладоискатель», «Механизмы», «Волк и семеро козлят», «Степной огонь»  и др.), деловые игры («Социальная реклама», «Социальный проект»), групповая дискуссия («Мифы и реальность»), работа в парах («Каша манная»), работа в малых группах, мозговой штурм (Причины употребления ПАВ), а также мини-лекция («Социальное партнерство в профилактике», «Волонтерство в профилактике»  и др.),  диагностические процедуры (тесты на выявление зависмости и созависимости, входящая и итоговая диагностика), психогимнастические упражнения («Утро в зоопарке», «Австралийский дождь»).  <br>Третья, заключительная, часть – рефлексия и шеринг. Обсуждение должно затрагивать вопросы, которые помогут проанализировать не только содержательную часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. По ценности это весомая часть, так как помогает участникам  подвести итог занятия; проанализировать те чувства, которые они испытали и осознали в процессе занятия;  сформулировать, чему они научились, какие навыки приобрели благодаря работе в группе; определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки. <br>Продолжительность и режим занятий варьируются в зависимости от образовательной программы или семинара в рамках которых проводится тренинг и от численности участников. <br>Мониторинг эффективности тренинговых занятий осуществляется с помощью: <br> - ежедневной обратной связи (рефлексия, шеринг); <br>-анализа самостоятельно разработанных педагогами профилактических проектов и профилактических занятий; <br>сравнительного анализа <br> результатов начального, промежуточного и итогового анкетирования участников. <br>Программа «Преодоление» разработана на основе научной концепции ярославских учёных - доктора педагогических наук, профессора М.И. Рожкова и доктора педагогических наук М. А. Ковальчук. <br>Структура программы представлена тремя блоками. <br>Информационный - содержит информацию о концептуальных теоретических основах ведения профилактики аддиктивного поведения  из мирового и отечественного опыта. <br>Интерактивный - направлен на овладение педагогами интерактивными методами ведения профилактической работы в образовательной среде. Особенностью программы «Преодоление» является то, что большая часть занятий проходит в активной для участников форме (23 лекционных и 49 практических занятий). При этом педагоги включены в различные виды деятельности, которые способствуют развитию активной позиции, позволяют находить свое место в группе, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку другим членам группы. <br>Проектный - направлен на обучение участников программы основам проектной деятельности при разработке и внедрении программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. <br>Основные формы работы: <br>игровые: деловые коммуникационные, ролевые игры; <br>дискуссионные: дискуссии, мозговой штурм; <br>тренинговые методы: семинар-тренинг, практическое занятие с элементами тренинга. <br>Особое значение в программе отведено тренинговым методам.Проводя тренинг педагог создает условия для развития компетентности педагогов в области профилактики: информационной («Я знаю о профилактике»), мотивационной («Я хочу заниматься профилактикой») и деятельностной («Я могу и делаю») (овладения эффективными формами и методами ведения профилактической работы).
+
|}
|}

Версия 06:08, 13 октября 2011

Применение тренинга для эффективной подготовки педагогов к ведению деятельности по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних в образовательной среде

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Демичева Надежда Григорьевна МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения детей
152155 Ярославская область, г. Ростов, ул. Фрунзе, 22а.
Социальный педагог
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Применение тренинга для эффективной подготовки педагогов к ведению деятельности по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних в образовательной среде.
2. Источник изменений Системе образования отведена ведущая роль в области профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Педагоги образовательных учреждений признают преимущества интерактивных методов в профилактической работе, но зачастую не готовы к их практическому применению, нуждаются в специальной подготовке в этой области. Наиболее эффективной формой обучения педагогов являются тренинговые занятия.
3. Идея изменений Формирование мотивационной готовности педагогов к ведению профилактической работы, обучение педагогов эффективным методам и формам профилактической работы, формирование навыков и умений по их практическому применению через использование системы тренинговых занятий.
4. Концепция изменений Актуальность и новизна тренинга для педагогов определяются его направленностью на подготовку специалистов в области профилактики аддиктивного поведения, сохранения и укрепления здоровья. Тренинг сам по себе является изменением. Основой подготовки педагогов является компетентностный подход.
Педагоги в тренинге усваивают информацию быстрее, имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится продуктивнее и интереснее. Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга.
Для подготовки специалистов - организаторов комплексных мероприятий по построению системы профилактики в образовательном учреждении, инициировании их к развитию или созданию собственных проектов в области предупреждения аддиктивного поведения несовершеннолетних педагогом разработана программа «Преодоление» с использованием тренинговых занятий. Программа направленна на кардинальное переосмысление содержания, структуры и методов реализации профилактической работы.
5. Условия реализации изменений Наличие у тренеров опыта тренинговой и профилактической работы; численность тренинговой группы 12-16 человек; оптимальное количество ведущих на 1 группу – 2 человека; наличие помещений, пригодных для проведения тренинговой работы (просторные, светлые, оборудованы необходимой мебелью, наличие шумоизоляции), технических и канцелярских средств обеспечения обучения; занятия проводятся «методом погружения» от 4 до 6 часов в день в течение 3-5 дней.
6. Результат изменений - повышение уровня информационной компетентности педагогов в среднем на 40%;
- мобилизация личностных ресурсов участников, направленных на формирование активной жизненной позиции в области сохранения и укрепления здоровья, повышение уровня мотивационной готовности на ведение профилактической деятельности на 45%;
- освоение и дальнейшее использование педагогами интерактивных форм и методов ведения профилактической работы.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Подготовка педагогов к профилактике употребления ПАВ детьми и подростками // Педагогический Вестник №4 (2004);

Организация деятельности МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения г. Ростова по профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними//Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи. Материалы международной научной конференции. Ярославль 2005 с. 125-126.

III. Описание опыта
Тренинг – активный (интерактивный) метод обучения, способ организации взаимодействия, который предполагает эмоциональную и личностную включённость его участников.
Тренинг в подготовке педагогов к ведению профилактики — это особый вид обучения, во время которого опыт участников, опыт ведущего, специальные технологии обучения и наличие адекватного теоретического материала по теме дают качественно новый продукт — групповое знание об эффективных формах и методах профилактической работы.
Основной целью тренинга является создание условий для развития компетентности педагогов в области профилактики: информационной («Я знаю о профилактике»), мотивационной («Я хочу заниматься профилактикой») и деятельностной («Я могу и делаю») (овладения эффективными формами и методами ведения профилактической работы).
Ведущий (тренер) обеспечивает неформальную обстановку общения на тренинге, общается с участниками на равных, он – часть группы. На начальном этапе обучения педагогов важно сделать акцент на создании благоприятной психологической атмосферы в группе и на мотивировании участников на работу в тренинге. В ходе тренинга активность тренера постепенно уступает место активности группы.
Тренинговое занятие имеет следующую структуру.
Первый этап: тренинговое занятие начинается с приветствия участников, принятия правил работы группы и знакомства участников. (техника «Щит). Каждое последующее занятие также начинается с «разогрева» группы, который необходим, чтобы внимание участников переключилось с событий внешнего мира на события внутри группы, создания позитивного эмоционального настроя, рабочей атмосферы. При этом используются «ледокольные техники» (например, «Рукопожатие или поклон», «Смешное приветствие» и др.).
Во второй части (рабочий этап) раскрывается тема занятия.
Исходя из практического опыта – темы при обучении педагогов следующие: * Сущность проблемы аддиктивного поведения; * Основные качества педагога-координатора; * Особенности интерактивного обучения и использование АМО с учётом возрастных особенностях; * Проектирование профилактической деятельности и др.
В процессе работы участники группы часто погружаются в позицию другого человека - ребенка, подростка, родителя, учителя и «примеряют» на себя чувства и проблемы других людей. Основными методами работы на данном этапе являются: ролевые («Марионетки», «Кладоискатель», «Механизмы», «Волк и семеро козлят», «Степной огонь» и др.), деловые игры («Социальная реклама», «Социальный проект»), групповая дискуссия («Мифы и реальность»), работа в парах («Каша манная»), работа в малых группах, мозговой штурм (Причины употребления ПАВ), а также мини-лекция («Социальное партнерство в профилактике», «Волонтерство в профилактике» и др.), диагностические процедуры (тесты на выявление зависмости и созависимости, входящая и итоговая диагностика), психогимнастические упражнения («Утро в зоопарке», «Австралийский дождь»).
Третья, заключительная, часть – рефлексия и шеринг. Обсуждение должно затрагивать вопросы, которые помогут проанализировать не только содержательную часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. По ценности это весомая часть, так как помогает участникам подвести итог занятия; проанализировать те чувства, которые они испытали и осознали в процессе занятия; сформулировать, чему они научились, какие навыки приобрели благодаря работе в группе; определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки.
Продолжительность и режим занятий варьируются в зависимости от образовательной программы или семинара в рамках которых проводится тренинг и от численности участников.
Мониторинг эффективности тренинговых занятий осуществляется с помощью:
- ежедневной обратной связи (рефлексия, шеринг);
-анализа самостоятельно разработанных педагогами профилактических проектов и профилактических занятий;
сравнительного анализа
результатов начального, промежуточного и итогового анкетирования участников.
Программа «Преодоление» разработана на основе научной концепции ярославских учёных - доктора педагогических наук, профессора М.И. Рожкова и доктора педагогических наук М. А. Ковальчук.
Структура программы представлена тремя блоками.
Информационный - содержит информацию о концептуальных теоретических основах ведения профилактики аддиктивного поведения из мирового и отечественного опыта.
Интерактивный - направлен на овладение педагогами интерактивными методами ведения профилактической работы в образовательной среде. Особенностью программы «Преодоление» является то, что большая часть занятий проходит в активной для участников форме (23 лекционных и 49 практических занятий). При этом педагоги включены в различные виды деятельности, которые способствуют развитию активной позиции, позволяют находить свое место в группе, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку другим членам группы.
Проектный - направлен на обучение участников программы основам проектной деятельности при разработке и внедрении программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Основные формы работы:
игровые: деловые коммуникационные, ролевые игры;
дискуссионные: дискуссии, мозговой штурм;
тренинговые методы: семинар-тренинг, практическое занятие с элементами тренинга.
Особое значение в программе отведено тренинговым методам.Проводя тренинг педагог создает условия для развития компетентности педагогов в области профилактики: информационной («Я знаю о профилактике»), мотивационной («Я хочу заниматься профилактикой») и деятельностной («Я могу и делаю») (овладения эффективными формами и методами ведения профилактической работы).
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Состав экспертного совета областного этапа I Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2010» в номинации «Тренер здоровья»:
Солондаев В.К.- кандидат психологических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией специального (коррекционного) образования, ГОУ ЯО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центра психолого-медико-социального сопровождения "Центр помощи детям»;
Шелкова В.А.- кандидат психологических наук, директор МОУ ЦПМСС «Доверие» г. Ярославля;
Макарова Е.Р.- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО «Институт развития образования».



7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Приложения
  • Рецензия
Личные инструменты