Изучение лирики как составляющей литературного развития школьников

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 42: Строка 42:
*Самойлова, Г.В. Как создаётся мир сказочных великанов /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009
*Самойлова, Г.В. Как создаётся мир сказочных великанов /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009
*Самойлова, Г.В. Текст и его строение /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009
*Самойлова, Г.В. Текст и его строение /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009
-
*Самойлова, Г.В. Система проверки знаний в 5 классе //Русский язык.- М: 2008. - №20.
+
*Самойлова, Г.В. Система проверки знаний в 5 классе //Русский язык.- М: 2008. - №20  
-
*Самойлова, Г.В. Контрольная работа в 6 классе //Русский язык. М: 2009. - №20.
+
*Самойлова, Г.В. Контрольная работа в 6 классе //Русский язык. М: 2009. - №20
*Самойлова, Г.В. М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету. /Ярославская область: образовательные ресурсы Информационно-методический сборник. – Ярославль: Ярославский региональный информационно-методический центр, 2009. Вып. №118
*Самойлова, Г.В. М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету. /Ярославская область: образовательные ресурсы Информационно-методический сборник. – Ярославль: Ярославский региональный информационно-методический центр, 2009. Вып. №118
|}
|}
Строка 49: Строка 49:
|<center>'''III. Описание актуального опыта учителя'''</center>
|<center>'''III. Описание актуального опыта учителя'''</center>
|-
|-
-
|Заполнить содержанием
+
|Наряду с новыми технологиями педагог использует и новые формы уроков: урок-презентация, путешествие, КВН, урок-диалог, викторина, урок-творческая лаборатория писателя, урок-практикум, игра, творческая мастерская, брейн-ринг, урок-интервью и другие.
 +
Цель авторской системы уроков литературы - сделать детей квалифицированными читателями, ввести ребенка в мир культуры, помочь осознать и проявить себя, сделать обучение увлекательным и привлекательным.
 +
Реализации этой цели способствует огромная индивидуальная работа с обучающимися, усиление роли внеклассной работы по литературе.
 +
В основе содержания и структуры программы под редакцией А.Г.Кутузова, по которой работает учитель литературы, лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Поэтому на каждом уроке литературы присутствуют элементы творчества: обычно урок начинается с творческой пятиминутки (она служит для обогащения словарного запаса, учит кратко формулировать идею, пересказывать) с использованием приема «Синквейн» (своеобразное глубокое осмысление темы в образной форме, белый стих - пятистишье), заканчивается также творческим элементом (для развития творческого воображения) типа «Какого цвета (вкуса, запаха) честь (любовь, смех...)?»
 +
При работе над биографией писателя (для систематизации знаний) ученики осваивают прием «Кластер» (данные о писателе «собираются» в форме грозди, в центре которой фамилия поэта, писателя).
 +
Обучающиеся также осваивают на уроках несколько видов анализа лирического произведения: академический; через символику пространства, цвета и времени; через систему образов к мотивам, своеобразие творчества; составление плана-партитуры и др.
 +
Каждый из видов анализа способствует развитию определенных видов мышления, памяти, умений и навыков.
 +
Большинство учащихся (среди них есть и обучающиеся в классах компенсирующего обучения) могут анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, создание опорных схем, алгоритмов, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определенной эпохой.
 +
Для активизации мыслительной деятельности используются активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, поэтому учащиеся свободно рассуждают, обобщают, анализируют, делают выводы, рецензируют чужие и собственные ответы.
 +
Благодаря творческим мастерским и практикумам ученики сочиняют четверостишия на любую предложенную тему, пробуют сочинять рассказы, сказки, баллады, былины, лирические стихотворения, пишут сценарии.
 +
Новый подход к изучению  литературного произведения, в частности лирики, способствовал увеличению интереса к предмету, улучшилось качество знаний. По итогам срезовых работ процент успеваемости по литературе составляет от 80 до 100%, процент качества от 40 до 60%. Устный экзамен по литературе ученики выбирают в форме реферата, где можно проявить свое творческое «я».
 +
Совместно с учащимися педагог создает разноуровневый дидактический материал (например, алгоритмы анализа произведений), сборники творческих работ.
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"

Версия 09:16, 18 августа 2010

Изучение лирики как составляющей литературного развития школьников на II и III ступени общего образования (программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Самойлова Галина Владимировна Муниципальное образовательное учреждение Песоченская средняя общеобразовательная школа

152963 Ярославская область, Рыбинский район, п. Песочное, ул. Первомайская, д. 1а

Учитель литературы и русского языка
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Изучение лирики как составляющей литературного развития школьников на II и III ступени общего образования (программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова)
2. Источник изменений Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики.
3. Идея изменений Система работы по изучению лирики в школе на основной и средней ступени обучения общего образования с использованием современных образовательных технологий, рекомендации при изучении содержания программы литературного образования (развития).
4. Концепция изменений Преимущества изучения произведения, в т.ч. и лирики по программе А.Г. Кутузова, в творческой самостоятельности ученика, развитии его как читателя через творчество, свободу мышления, возможности интерпретации. Целесообразны новые формы, этапы урока – элементы, основанные на сотворчестве учителя и ученика. Главная цель – развитие творческой личности через самораскрытие и самопознание учащихся в процессе обучения. Представлена работа с новыми именами и произведениями.
5. Условия реализации изменений Обновленные требования модернизации системы образования. Творческая личность учителя. Одержимость, увлечение идеями курса – ключ к достижениям. Рост профессиональный и как учителя, и как воспитателя, и как человека.
6. Результат изменений Сочинения и творческие работы учеников выгодно отличаются богатым содержанием, слогом, связанностью текста, доказательностью. Возможны творческие работы на любую тему. Обучающиеся допускают меньше ошибок.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
  • Самойлова, Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках изучения лирики /Уроки И.И.Зеленцова: Тезисы докладов педагогических чтений, посвящённые 100-летию первого урока И.Зеленцова в г.Рыбинске. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005
  • Самойлова, Г.В. Творческие мастерские и творческие практикумы на уроках изучения лирики в 5-6 классах /Мультимедийный информационно-методический диск. – М.: ИД «Первое сентября», 2006
  • Самойлова, Г.В. Счастливая судьба (о творчестве Л.Ошанина) /Мультимедийный информационно-методический диск. – М.: ИД «Первое сентября», 2007
  • Самойлова, Г.В. Как создаётся мир сказочных великанов /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009
  • Самойлова, Г.В. Текст и его строение /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009
  • Самойлова, Г.В. Система проверки знаний в 5 классе //Русский язык.- М: 2008. - №20
  • Самойлова, Г.В. Контрольная работа в 6 классе //Русский язык. М: 2009. - №20
  • Самойлова, Г.В. М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету. /Ярославская область: образовательные ресурсы Информационно-методический сборник. – Ярославль: Ярославский региональный информационно-методический центр, 2009. Вып. №118
III. Описание актуального опыта учителя
Наряду с новыми технологиями педагог использует и новые формы уроков: урок-презентация, путешествие, КВН, урок-диалог, викторина, урок-творческая лаборатория писателя, урок-практикум, игра, творческая мастерская, брейн-ринг, урок-интервью и другие.

Цель авторской системы уроков литературы - сделать детей квалифицированными читателями, ввести ребенка в мир культуры, помочь осознать и проявить себя, сделать обучение увлекательным и привлекательным. Реализации этой цели способствует огромная индивидуальная работа с обучающимися, усиление роли внеклассной работы по литературе. В основе содержания и структуры программы под редакцией А.Г.Кутузова, по которой работает учитель литературы, лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Поэтому на каждом уроке литературы присутствуют элементы творчества: обычно урок начинается с творческой пятиминутки (она служит для обогащения словарного запаса, учит кратко формулировать идею, пересказывать) с использованием приема «Синквейн» (своеобразное глубокое осмысление темы в образной форме, белый стих - пятистишье), заканчивается также творческим элементом (для развития творческого воображения) типа «Какого цвета (вкуса, запаха) честь (любовь, смех...)?» При работе над биографией писателя (для систематизации знаний) ученики осваивают прием «Кластер» (данные о писателе «собираются» в форме грозди, в центре которой фамилия поэта, писателя). Обучающиеся также осваивают на уроках несколько видов анализа лирического произведения: академический; через символику пространства, цвета и времени; через систему образов к мотивам, своеобразие творчества; составление плана-партитуры и др. Каждый из видов анализа способствует развитию определенных видов мышления, памяти, умений и навыков. Большинство учащихся (среди них есть и обучающиеся в классах компенсирующего обучения) могут анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, создание опорных схем, алгоритмов, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определенной эпохой. Для активизации мыслительной деятельности используются активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, поэтому учащиеся свободно рассуждают, обобщают, анализируют, делают выводы, рецензируют чужие и собственные ответы. Благодаря творческим мастерским и практикумам ученики сочиняют четверостишия на любую предложенную тему, пробуют сочинять рассказы, сказки, баллады, былины, лирические стихотворения, пишут сценарии. Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики, способствовал увеличению интереса к предмету, улучшилось качество знаний. По итогам срезовых работ процент успеваемости по литературе составляет от 80 до 100%, процент качества от 40 до 60%. Устный экзамен по литературе ученики выбирают в форме реферата, где можно проявить свое творческое «я». Совместно с учащимися педагог создает разноуровневый дидактический материал (например, алгоритмы анализа произведений), сборники творческих работ.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Заполнить содержанием
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Заполнить содержанием

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Указать название материала 1
  • Указать название материала 2
  • … – если значение + - если значение +
Личные инструменты