Naumova (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «==Модель организационно-педагогического сопровождения реализации проектно-исследовател…») |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 54: | Строка 54: | ||
|- | |- | ||
|Основная цель настоящей модели – формирование исследовательской компетентности старшеклассника. | |Основная цель настоящей модели – формирование исследовательской компетентности старшеклассника. | ||
- | Модель базируется на следующих принципах: | + | Модель базируется на следующих принципах:<br>*принцип программности предполагает наличие программы (образовательной программы), в которой зафиксированы все позиции, позволяющие достичь нужного результата;<br>*принцип прогнозирования результатов и возможных трудностей;<br>*принцип подготовки субъектов среды, материальных и технических средств для обеспечения деятельности;<br>*принцип предвидения позволяет открывать более рациональные или новые способы деятельности;<br>*принцип инициативы предполагает свободу выбора направления, маршрута деятельности, позволяет воплотить исследовательский замысел, выбрать план действий при решении задач. |
- | *принцип программности предполагает наличие программы (образовательной программы), в которой зафиксированы все позиции, позволяющие достичь нужного результата; | + | Основными характеристиками данной модели являются:<br>*ее независимость от конкретной реализации в рамках образовательного учреждения;<br>*целостность (взаимосвязь всех компонентов и их работа на конечный результат не изменяются при изменении внешних условий);<br>*наличие инвариантной части (цель и принципы);<br>*наличие вариативной части (методы, формы, средства достижения цели);<br>*способность к ароморфозу.<br>Компоненты модели:<br>'''Содержательно-структурный компонент''' представлен вариантом создания исследовательской среды как совокупности условий для организации успешной, эффективной, результативной исследовательской деятельности учащихся.<br>Условия исследовательской среды создаются в результате реализации следующих направлений.<br>1.Определение ролей всех организаторов и участников исследовательской деятельности.<br>2. Адаптация учащихся в исследовательском пространстве школы.<br>3. Система информирования о нормативно-правовых документах, определяющих особенности организации, цели и задачи, содержание и т.д.<br>4. Научно-профессиональная направленность исследовательской деятельности учащихся.<br>5. Усиление исследовательского компонента в содержании учебных программ.<br>6. Повышение квалификации преподавательского состава.<br>7. Обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся.<br>8. Создание системы оценки качества исследовательской деятельности учащихся.<br>9. Интенсификация процессов сотрудничества с другими образовательными учреждениями (университетами, колледжами, гимназиями, школами).<br>10. Создание системы морального и материального стимулирования субъектов, участвующих в организации исследовательской деятельности.<br>'''Процессуально-деятельностный компонент''' определяет этапы организации исследовательской и проектной деятельности учащихся строится на следующих принципах: системность, коммуникативность, комплексность, диалогичность, антропоцентричность и человечность, успешность, креативность.<br>'''Результативный компонент''' определяет подходы к оцениванию уровня и динамики сформированности исследовательской компетентности обучающихся.<br>В авторских материалах представлен глоссарий (Понятия, используемые для характеристики исследовательской деятельности в школе); |
- | *принцип прогнозирования результатов и возможных трудностей; | + | |
- | *принцип подготовки субъектов среды, материальных и технических средств для обеспечения деятельности; | + | |
- | *принцип предвидения позволяет открывать более рациональные или новые способы деятельности; | + | |
- | *принцип инициативы предполагает свободу выбора направления, маршрута деятельности, позволяет воплотить исследовательский замысел, выбрать план действий при решении задач. | + | |
- | Основными характеристиками данной модели являются: | + | |
- | *ее независимость от конкретной реализации в рамках образовательного учреждения; | + | |
- | *целостность (взаимосвязь всех компонентов и их работа на конечный результат не изменяются при изменении внешних условий); | + | |
- | *наличие инвариантной части (цель и принципы); | + | |
- | *наличие вариативной части (методы, формы, средства достижения цели); | + | |
- | *способность к ароморфозу. | + | |
- | Компоненты модели:Содержательно-структурный компонент представлен вариантом создания исследовательской среды как совокупности условий для организации успешной, эффективной, результативной исследовательской деятельности учащихся. | + | |
- | Условия исследовательской среды создаются в результате реализации следующих направлений. | + | |
- | 1.Определение ролей всех организаторов и участников исследовательской деятельности. | + | |
- | 2. Адаптация учащихся в исследовательском пространстве школы. | + | |
- | 3. Система информирования о нормативно-правовых документах, определяющих особенности организации, цели и задачи, содержание и т.д. | + | |
- | 4. Научно-профессиональная направленность исследовательской деятельности учащихся. | + | |
- | 5. Усиление исследовательского компонента в содержании учебных программ. | + | |
- | 6. Повышение квалификации преподавательского состава. | + | |
- | 7. Обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся. | + | |
- | 8. Создание системы оценки качества исследовательской деятельности учащихся. | + | |
- | 9. Интенсификация процессов сотрудничества с другими образовательными учреждениями (университетами, колледжами, гимназиями, школами). | + | |
- | 10. Создание системы морального и материального стимулирования субъектов, участвующих в организации исследовательской деятельности. | + | |
- | Процессуально-деятельностный компонент определяет этапы организации исследовательской и проектной деятельности учащихся строится на следующих принципах: системность, коммуникативность, комплексность, диалогичность, антропоцентричность и человечность, успешность, креативность. | + | |
- | Результативный компонент определяет подходы к оцениванию уровня и динамики сформированности исследовательской компетентности обучающихся. | + | |
- | В авторских материалах представлен глоссарий (Понятия, используемые для характеристики исследовательской деятельности в школе); | + | |
дана методика разработки разделов образовательной программы, связанных с организацией учебно-исследовательской и проектной деятельности, описаны этапы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся. | дана методика разработки разделов образовательной программы, связанных с организацией учебно-исследовательской и проектной деятельности, описаны этапы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся. | ||
|} | |} |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Семко Елена Романовна, Лощакова Ольга Владимировна, Левина Ольга Германовна, Фомичева Анна Николаевна, Федорчук Ирина Алексеевна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж» 150049 г.Ярославль, ул. Б. Октябрьская, 79 . | Авторский коллектив |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Модель организационно-педагогического сопровождения реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. |
2. Источник изменений | ФГОС, устанавливая требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, среди как личностных, так и метапредметных результатов, называет «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности». |
3. Идея изменений | Переход от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, предвидеть последствия предпринимаемых действий. |
4. Концепция изменений | Переход от репродуктивного к творческому обучению может быть в значительной степени обеспечен посредством обучения учащихся технологии исследовательской деятельности. Авторским коллективом разработана модель организационно-педагогического сопровождения реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. |
5. Условия реализации изменений | Организационные условия:
Педагогические условия:
|
6. Результат изменений | Повышение качества обучения, рост удовлетворенности учащихся занятием исследовательской деятельностью и сохранение желания заниматься исследовательской деятельностью, рост количества учащихся, желающих продолжать обучение в университетах, имеющих развитые и престижные научные школы. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Основная цель настоящей модели – формирование исследовательской компетентности старшеклассника.
Модель базируется на следующих принципах: |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Экспертная комиссия конкурсного отбора образовательных организаций на присвоение статуса региональной инновационной площадки в 2014 году |
Перечень материалов, входящих в архив:
Материалы находятся в центре организационного обеспечения ГОАУ ЯО ИРО, каб. 307.