Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 40: | Строка 40: | ||
|<center>'''III. Описание опыта'''</center> | |<center>'''III. Описание опыта'''</center> | ||
|- | |- | ||
- | | Основа для систематического изучения функций и дальнейшего развития графической культуры закладывается учителем уже в 5-6 классах. Проанализировав содержание некоторых учебников по «Алгебре» 7-9 классов, учитель сделал вывод, что функционально-графическая линия наиболее содержательно поставлена в учебниках Мордковича А.Г. Реализуемая в них концепция изучения функций существенно отличается от других. Методология концепции заключается в том, что каждый год обучения ориентирован на конкретную модель реальной действительности. <br>Основная тема 7 класса — линейная функция, что с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам. Основная тема 8 класса — квадратичная функция, моделирующая равноускоренное движение. Тема 10 класса — тригонометрические функции, которые моделируют периодические процессы. В 11 классе появляется показательная функция, которая описывает процессы органического роста. <br>В 7 классе функционально-графический материал изучается на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе — на рабочем, и только в 9-м классе на формальном. | + | | Основа для систематического изучения функций и дальнейшего развития графической культуры закладывается учителем уже в 5-6 классах. Проанализировав содержание некоторых учебников по «Алгебре» 7-9 классов, учитель сделал вывод, что функционально-графическая линия наиболее содержательно поставлена в учебниках Мордковича А.Г. Реализуемая в них концепция изучения функций существенно отличается от других. Методология концепции заключается в том, что каждый год обучения ориентирован на конкретную модель реальной действительности. <br>Основная тема 7 класса — линейная функция, что с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам. Основная тема 8 класса — квадратичная функция, моделирующая равноускоренное движение. Тема 10 класса — тригонометрические функции, которые моделируют периодические процессы. В 11 классе появляется показательная функция, которая описывает процессы органического роста. <br>В 7 классе функционально-графический материал изучается на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе — на рабочем, и только в 9-м классе на формальном. <br>Методические особенности концепции изучения функций в учебниках А.Г. Мордковича: <br> |
- | Методические особенности концепции изучения функций в учебниках А.Г. Мордковича: <br> | + | |
1. Отказ от формулировки определений функций при первом появлении этого понятия; | 1. Отказ от формулировки определений функций при первом появлении этого понятия; | ||
2. Постепенное введение в программу свойств функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости. | 2. Постепенное введение в программу свойств функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости. | ||
3. Для изучения разных видов функций в системе упражнений выделяется инвариантное ядро. | 3. Для изучения разных видов функций в системе упражнений выделяется инвариантное ядро. | ||
- | Инвариантное ядро строится из шести направлений: | + | <br>Инвариантное ядро строится из шести направлений: |
- | - функциональная символика; | + | - функциональная символика; <br>- графическое решение уравнений;<br>- преобразование графиков; |
- | - графическое решение уравнений; | + | - чтение графика;<br>- отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке; <br>-кусочные функции. <br>Учащиеся привыкают к тому, что какую бы новую функцию они ни изучали, в системе упражнений обязательно будут упражнения, рассредоточенные по указанным шести блокам. |
- | - преобразование графиков; | + | |
- | - чтение графика; | + | |
- | - отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке; | + | |
- | кусочные функции. <br>Учащиеся привыкают к тому, что какую бы новую функцию они ни изучали, в системе упражнений обязательно будут упражнения, рассредоточенные по указанным шести блокам. | + | |
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Кликунене Марина Сергеевна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ярославля 150051, г. Ярославль, пр-т Авиаторов, д. 84. | Учитель математики |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры. |
2. Источник изменений | Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (проект 2011 года) изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления; сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. В рамках этих изменений математическая культура учащихся становится одним из компонентов общей культуры человека. |
3. Идея изменений | Развитие аналитического мышления, интуиции, логики через формирование графической культуры обучающихся. |
4. Концепция изменений | В школе в большей мере осуществляется аналитический и формальный подход к изучению функций. Графикам уделяется недостаточное внимание. Учителем разработаны упражнения образного (графического) характера на освоение понятий и утверждений. |
5. Условия реализации изменений | УМК Мордковича А.Г. |
6. Результат изменений | Учащиеся на этапах промежуточного и итогового контролей успешно выполняют задания с графическими моделями, умело представляют информацию с помощью различных графических образов. При изучении графических моделей развивается воображение, интуиция, логическое мышление, необходимые школьнику в современной жизни. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Основа для систематического изучения функций и дальнейшего развития графической культуры закладывается учителем уже в 5-6 классах. Проанализировав содержание некоторых учебников по «Алгебре» 7-9 классов, учитель сделал вывод, что функционально-графическая линия наиболее содержательно поставлена в учебниках Мордковича А.Г. Реализуемая в них концепция изучения функций существенно отличается от других. Методология концепции заключается в том, что каждый год обучения ориентирован на конкретную модель реальной действительности. Основная тема 7 класса — линейная функция, что с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам. Основная тема 8 класса — квадратичная функция, моделирующая равноускоренное движение. Тема 10 класса — тригонометрические функции, которые моделируют периодические процессы. В 11 классе появляется показательная функция, которая описывает процессы органического роста. В 7 классе функционально-графический материал изучается на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе — на рабочем, и только в 9-м классе на формальном. Методические особенности концепции изучения функций в учебниках А.Г. Мордковича: 1. Отказ от формулировки определений функций при первом появлении этого понятия;
2. Постепенное введение в программу свойств функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости.
3. Для изучения разных видов функций в системе упражнений выделяется инвариантное ядро.
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2011 году. |