Naumova (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «==Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста путём приобщения к истокам …») |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 61: | Строка 61: | ||
[[Категория: Прочее направление работы]] | [[Категория: Прочее направление работы]] | ||
[[Категория: Василенкова Елена Александровна]] | [[Категория: Василенкова Елена Александровна]] | ||
- | [[Категория: Цветкова Елена Александровна | + | [[Категория: Цветкова Елена Александровна]] |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Василенкова Елена Александровна Цветкова Елена Александровна | Муниципальное дошкольное детский сад комбинированного вида № 115 г. Рыбинска 152905 Ярославская область, г. Рыбинск, проспект Революции, д. 28. | Старший воспитатель Воспитатель |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста путём приобщения к истокам православной культуры. |
2. Источник изменений | Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Детям, начиная с раннего возраста, нужно показывать на живых примерах, что они наследники великих людей, великой страны и великой культуры. В настоящее время во многих семьях преемственность старшего и младшего поколения нарушена, поэтому образовательные учреждения вынуждены заниматься духовно-нравственным развитием своих воспитанников. |
3. Идея изменений | Формирование и развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через приобщение к истокам православной культуры. |
4. Концепция изменений | Приобщение дошкольников к истокам православной культуры является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру и традиции страны как неотъемлемую часть собственной жизни, её лучшую часть! Педагогами создана целостная система работы по общекультурному и духовно-нравственному воспитанию дошкольников. |
5. Условия реализации изменений | Концепция и план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, развивающая среда в ДОУ. |
6. Результат изменений | Сформированность православных ценностей, духовных качеств, таких как доброта, милосердие, проявление сопереживания к близким, музыкальных, изобразительных, танцевальных, актерских способностей и умение создания художественного образа в разных видах деятельности. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Работа по общекультурному и духовно-нравственному воспитанию дошкольников строится на основе диагностики, которая используется педагогами при планировании работы с детьми. Для создания целостной системы в дошкольном учреждении организована развивающая среда, которая состоит из: «русской избы», «музея ремесел», «комнаты экологии», «комнаты послушания». Для того чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, знали и любили свою малую Родину, ее природу, и была создана концепция по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста путем приобщения к истокам православной культуры. Содержание концепции раскрывается в темах. Теме «Традиции русской семьи» придается чрезвычайное важное значение. В современных условиях семья постепенно теряет свое назначение – демографическая проблема по-прежнему остается актуальной в России, возросло число брошенных и беспризорных детей. Тема «Православный календарь» осуществляется через цикличное проведение годового круга православных праздников, где дети узнают о том, что календарь у наших предков находится в тесной связи с хозяйственной деятельностью и круговоротом природных событий. Подготовка и непосредственное участие в таких праздниках побуждает ребенка понять свое мироощущение, подталкивает к духовному росту. Через тему «Русский народный фольклор» дети овладевают родным языком, его выразительностью, красотой. Русский фольклор является кладезем мудрости, эмоционального подъема для приобщения дошкольников к истокам духовной культуры. Колыбельные, заклички, инсценировка сказок подводят ребенка к самовыражению. Тема «Народно-прикладное искусство и ремёсла» знакомит детей с трудовой жизнью русского народа, побывать в роли народных умельцев, ощутить радость в процессе труда, восхититься его результатом, выполненном своими руками. Тема «Природа – наш дом. Растительный и животный мир» позволит детям познакомиться с природой родного края, понять, что растения и животные требуют к себе бережного отношения и ощутить себя частичкой окружающего мира. Пробудить душу ребенка к проявлению общечеловеческих ценностей по отношению к окружающим, семье, друзьям, способствовать самовыражению, развивать навыки общения между детьми разного пола помогает тема «Уроки духовности». Тема «Развиваем дар слова» прививает желание пользоваться речевыми канонами, показывает красоту и чистоту классического слова и побуждает ребенка использовать такой язык, исключает из речи сквернословие и слэнг. В детском учреждении активно осуществляется педагогика сотрудничества, при этом меняется: психологический климат, педагогический процесс, отношения родителей и воспитателей. Родители включаются в педагогическую работу детского сада, как следствие наблюдается эмоциональное сближение родителей с ребёнком, изменяется его статус в семье, изменяется и развивающая предметная среда в группах, она больше служит реализации задач самостоятельной творческой деятельности детей. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия регионального этапа Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя" в 2010 году под председательством Назаровой И.Г., к.п.н., заведующая кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования» |
Материалы находятся в центре организационного обеспечения ГОАУ ЯО ИРО, каб. 307.