Naumova (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Пелевина» в «[[Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского яз) |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 48: | Строка 48: | ||
# Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов. | # Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов. | ||
# Использование исторического, историко-бытового этимологического комментариев. <br>В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения:<br> | # Использование исторического, историко-бытового этимологического комментариев. <br>В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения:<br> | ||
- | *составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, | + | * составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, |
- | *нахождение фразеологизмов в тексте, | + | * нахождение фразеологизмов в тексте, |
- | *подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту, | + | * подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту, |
- | *работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами, | + | * работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами, |
- | *упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок, | + | * упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок, |
- | *изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев. <br>В своей работе учитель использует следующие формы: классно-урочную (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочную деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН). <br>Систематическое обучение устойчивым оборотам и их активизация в речи способствует умственному, речевому и эмоциональному развитию обучающихся. Давая четкое толкование устойчивых оборотов, а затем путем лингвистических и логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащихся в активную умственную деятельность, побуждает задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым способствует повышению уровня мыслительной и речевой способности | + | * изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев. |
+ | <br>В своей работе учитель использует следующие формы: классно-урочную (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочную деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН). <br>Систематическое обучение устойчивым оборотам и их активизация в речи способствует умственному, речевому и эмоциональному развитию обучающихся. Давая четкое толкование устойчивых оборотов, а затем путем лингвистических и логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащихся в активную умственную деятельность, побуждает задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым способствует повышению уровня мыслительной и речевой способности | ||
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" | ||
Строка 64: | Строка 65: | ||
| valign="top"|Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО. | | valign="top"|Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО. | ||
|} | |} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418. | Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418. |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Пелёвина Надежда Владимировна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1с углубленным изучением английского языка г. Рыбинска. 152934 Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 15. | Учитель начальных классов |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками. |
2. Источник изменений | В изучении русского языка большую роль играет овладение фразеологическим богатством. Без овладения фразеологизмами, пословицами и поговорками невозможно правильное понимание родной речи как в устной, так и в письменной форме. Вопросы обогащения речи устойчивыми оборотами и их активизация в речи не нашли достаточного места в учебном процессе, значительное число устойчивых оборотов, имеющихся в учебниках, остается неусвоенным, а объяснение значения их без дальнейшего закрепления и активизации недостаточным. Кроме того, эпизодическая работа с устойчивыми оборотами, не вырабатывает у детей способность воспринимать своеобразие языка художественных произведений благодаря использованию данных языковых единиц. |
3. Идея изменений | Повышение уровня мыслительной деятельности обучающихся через систему работы по включению фразеологических единиц в речь младших школьников. |
4. Концепция изменений | Определенная система по усвоению и активизации устойчивых оборотов в речи младших школьников отсутствует. В методической литературе для начальных классов, посвященной работе по фразеологии, специальных разработок почти нет, поэтому возникла необходимость изучать данную проблему и находить пути ее практического решения. |
5. Условия реализации изменений | Положительная динамика развития мыслительной деятельности младших школьников. Ежегодное ученики принимают участие во Всероссийском этапе интеллектуального марафона учеников-занковцев. |
6. Результат изменений | |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Учитель предусматривает работу с фразеологическими оборотами на каждом году обучения в начальной школе, включая устойчивые обороты во все разделы науки о языке. бытового и этимологического комментариев. Для определения уровня владения обучающимися устойчивыми оборотами проводятся диагностические работы. Выявленные затруднения обучающихся доказывают необходимость включения фразеологических единиц в активный словарный запас школьников, осознания детьми возможной трансформации фразеологизмов. Большое количество упражнений, предлагаемых учителем, направлено на выявление семантики фразеологических оборотов. Учитель строит работу с учетом возрастных особенностей детей. Причём в первом классе, ограничивается лишь одним из способов объяснения устойчивых оборотов, в первой половине второго учебного года вводит наряду с объяснением некоторые виды работ по закреплению, в третьей четверти второго класса дополняет эту работу активизацией наиболее часто встречающихся устойчивых оборотов, больше внимания уделяет закреплению и активизации образных средств в различных видах речевой деятельности. Важное место в процессе обучения занимает объяснение значения устойчивых оборотов, что достигается разнообразными приемами. Эффективными приёмами семантизации являются:
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО. |
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.