Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
(9 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 10: | Строка 10: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|Самойлова Галина Владимировна | | valign="top"|Самойлова Галина Владимировна | ||
- | | valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение Песоченская средняя общеобразовательная школа | + | | valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение Песоченская средняя общеобразовательная школа Рыбинского МР |
152963 Ярославская область, Рыбинский район, п. Песочное, ул. Первомайская, д. 1а | 152963 Ярославская область, Рыбинский район, п. Песочное, ул. Первомайская, д. 1а | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Учитель литературы и русского языка |
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | | valign="top"|1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Изучение лирики как составляющей литературного развития школьников на II и III ступени общего образования (программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова) |
|- | |- | ||
| valign="top"|2. Источник изменений | | valign="top"|2. Источник изменений | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики. |
|- | |- | ||
| valign="top"|3. Идея изменений | | valign="top"|3. Идея изменений | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Система работы по изучению лирики в школе на основной и средней ступени обучения общего образования с использованием современных образовательных технологий, рекомендации при изучении содержания программы литературного образования (развития). |
|- | |- | ||
| valign="top"|4. Концепция изменений | | valign="top"|4. Концепция изменений | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Преимущества изучения произведения, в т.ч. и лирики по программе А.Г. Кутузова, в творческой самостоятельности ученика, развитии его как читателя через творчество, свободу мышления, возможности интерпретации. Целесообразны новые формы, этапы урока – элементы, основанные на сотворчестве учителя и ученика. Главная цель – развитие творческой личности через самораскрытие и самопознание учащихся в процессе обучения. Представлена работа с новыми именами и произведениями. |
|- | |- | ||
| valign="top"|5. Условия реализации изменений | | valign="top"|5. Условия реализации изменений | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Обновленные требования модернизации системы образования. Творческая личность учителя. Одержимость, увлечение идеями курса – ключ к достижениям. Рост профессиональный и как учителя, и как воспитателя, и как человека. |
|- | |- | ||
| valign="top"|6. Результат изменений | | valign="top"|6. Результат изменений | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Сочинения и творческие работы учеников выгодно отличаются богатым содержанием, слогом, связанностью текста, доказательностью. Возможны творческие работы на любую тему. Обучающиеся допускают меньше ошибок. |
|- | |- | ||
| valign="top"|7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте | | valign="top"|7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"| |
+ | *Самойлова, Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках изучения лирики /Уроки И.И.Зеленцова: Тезисы докладов педагогических чтений, посвящённые 100-летию первого урока И.Зеленцова в г.Рыбинске. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005 | ||
+ | *Самойлова, Г.В. Творческие мастерские и творческие практикумы на уроках изучения лирики в 5-6 классах /Мультимедийный информационно-методический диск. – М.: ИД «Первое сентября», 2006 | ||
+ | *Самойлова, Г.В. Счастливая судьба (о творчестве Л.Ошанина) /Мультимедийный информационно-методический диск. – М.: ИД «Первое сентября», 2007 | ||
+ | *Самойлова, Г.В. Как создаётся мир сказочных великанов /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009 | ||
+ | *Самойлова, Г.В. Текст и его строение /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009 | ||
+ | *Самойлова, Г.В. Система проверки знаний в 5 классе //Русский язык.- М: 2008. - №20 | ||
+ | *Самойлова, Г.В. Контрольная работа в 6 классе //Русский язык. М: 2009. - №20 | ||
+ | *Самойлова, Г.В. М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету. /Ярославская область: образовательные ресурсы Информационно-методический сборник. – Ярославль: Ярославский региональный информационно-методический центр, 2009. Вып. №118 | ||
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" | ||
- | |<center>'''III. Описание | + | |<center>'''III. Описание опыта'''</center> |
|- | |- | ||
- | | | + | |Наряду с новыми технологиями педагог использует и новые формы уроков: урок-презентация, путешествие, КВН, урок-диалог, викторина, урок-творческая лаборатория писателя, урок-практикум, игра, творческая мастерская, брейн-ринг, урок-интервью и другие. |
+ | Цель авторской системы уроков литературы - сделать детей квалифицированными читателями, ввести ребенка в мир культуры, помочь осознать и проявить себя, сделать обучение увлекательным и привлекательным. | ||
+ | |||
+ | Реализации этой цели способствует огромная индивидуальная работа с обучающимися, усиление роли внеклассной работы по литературе. | ||
+ | В основе содержания и структуры программы под редакцией А.Г. Кутузова, по которой работает учитель литературы, лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Поэтому на каждом уроке литературы присутствуют элементы творчества: обычно урок начинается с творческой пятиминутки (она служит для обогащения словарного запаса, учит кратко формулировать идею, пересказывать) с использованием приема «Синквейн» (своеобразное глубокое осмысление темы в образной форме, белый стих - пятистишье), заканчивается также творческим элементом (для развития творческого воображения) типа «Какого цвета (вкуса, запаха) честь (любовь, смех...)?» | ||
+ | При работе над биографией писателя (для систематизации знаний) ученики осваивают прием «Кластер» (данные о писателе «собираются» в форме грозди, в центре которой фамилия поэта, писателя). | ||
+ | Обучающиеся также осваивают на уроках несколько видов анализа лирического произведения: академический; через символику пространства, цвета и времени; через систему образов к мотивам, своеобразие творчества; составление плана-партитуры и др. | ||
+ | Каждый из видов анализа способствует развитию определенных видов мышления, памяти, умений и навыков. | ||
+ | |||
+ | Большинство учащихся (среди них есть и обучающиеся в классах компенсирующего обучения) могут анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, создание опорных схем, алгоритмов, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определенной эпохой. | ||
+ | Для активизации мыслительной деятельности используются активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, поэтому учащиеся свободно рассуждают, обобщают, анализируют, делают выводы, рецензируют чужие и собственные ответы. | ||
+ | Благодаря творческим мастерским и практикумам ученики сочиняют четверостишия на любую предложенную тему, пробуют сочинять рассказы, сказки, баллады, былины, лирические стихотворения, пишут сценарии. | ||
+ | Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики, способствовал увеличению интереса к предмету, улучшилось качество знаний. По итогам срезовых работ процент успеваемости по литературе составляет от 80 до 100%, процент качества от 40 до 60%. Устный экзамен по литературе ученики выбирают в форме реферата, где можно проявить свое творческое «я». | ||
+ | Совместно с учащимися педагог создает разноуровневый дидактический материал (например, алгоритмы анализа произведений), сборники творческих работ. | ||
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" | ||
Строка 47: | Строка 68: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | | valign="top"|Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Опыт может быть распространен на региональном и муниципальном уровнях |
|- | |- | ||
| valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | | valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Дроздецкая Наталья Ильинична, заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Рыбинск |
|} | |} | ||
- | + | Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр" <br>Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 307<br>Тел.: 8(4852) 32-18-55 | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория: Песоченская средняя общеобразовательная школа Рыбинского МР]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория: Основное общее образование]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория: Прочее направление работы]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория: Литература]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория: Методические рекомендации]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория: 6 класс]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория: Самойлова Галина Владимировна]] |
- | + | ||
- | + |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Самойлова Галина Владимировна | Муниципальное образовательное учреждение Песоченская средняя общеобразовательная школа Рыбинского МР
152963 Ярославская область, Рыбинский район, п. Песочное, ул. Первомайская, д. 1а | Учитель литературы и русского языка |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Изучение лирики как составляющей литературного развития школьников на II и III ступени общего образования (программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова) |
2. Источник изменений | Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики. |
3. Идея изменений | Система работы по изучению лирики в школе на основной и средней ступени обучения общего образования с использованием современных образовательных технологий, рекомендации при изучении содержания программы литературного образования (развития). |
4. Концепция изменений | Преимущества изучения произведения, в т.ч. и лирики по программе А.Г. Кутузова, в творческой самостоятельности ученика, развитии его как читателя через творчество, свободу мышления, возможности интерпретации. Целесообразны новые формы, этапы урока – элементы, основанные на сотворчестве учителя и ученика. Главная цель – развитие творческой личности через самораскрытие и самопознание учащихся в процессе обучения. Представлена работа с новыми именами и произведениями. |
5. Условия реализации изменений | Обновленные требования модернизации системы образования. Творческая личность учителя. Одержимость, увлечение идеями курса – ключ к достижениям. Рост профессиональный и как учителя, и как воспитателя, и как человека. |
6. Результат изменений | Сочинения и творческие работы учеников выгодно отличаются богатым содержанием, слогом, связанностью текста, доказательностью. Возможны творческие работы на любую тему. Обучающиеся допускают меньше ошибок. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
|
Наряду с новыми технологиями педагог использует и новые формы уроков: урок-презентация, путешествие, КВН, урок-диалог, викторина, урок-творческая лаборатория писателя, урок-практикум, игра, творческая мастерская, брейн-ринг, урок-интервью и другие.
Цель авторской системы уроков литературы - сделать детей квалифицированными читателями, ввести ребенка в мир культуры, помочь осознать и проявить себя, сделать обучение увлекательным и привлекательным. Реализации этой цели способствует огромная индивидуальная работа с обучающимися, усиление роли внеклассной работы по литературе. В основе содержания и структуры программы под редакцией А.Г. Кутузова, по которой работает учитель литературы, лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Поэтому на каждом уроке литературы присутствуют элементы творчества: обычно урок начинается с творческой пятиминутки (она служит для обогащения словарного запаса, учит кратко формулировать идею, пересказывать) с использованием приема «Синквейн» (своеобразное глубокое осмысление темы в образной форме, белый стих - пятистишье), заканчивается также творческим элементом (для развития творческого воображения) типа «Какого цвета (вкуса, запаха) честь (любовь, смех...)?» При работе над биографией писателя (для систематизации знаний) ученики осваивают прием «Кластер» (данные о писателе «собираются» в форме грозди, в центре которой фамилия поэта, писателя). Обучающиеся также осваивают на уроках несколько видов анализа лирического произведения: академический; через символику пространства, цвета и времени; через систему образов к мотивам, своеобразие творчества; составление плана-партитуры и др. Каждый из видов анализа способствует развитию определенных видов мышления, памяти, умений и навыков. Большинство учащихся (среди них есть и обучающиеся в классах компенсирующего обучения) могут анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, создание опорных схем, алгоритмов, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определенной эпохой. Для активизации мыслительной деятельности используются активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, поэтому учащиеся свободно рассуждают, обобщают, анализируют, делают выводы, рецензируют чужие и собственные ответы. Благодаря творческим мастерским и практикумам ученики сочиняют четверостишия на любую предложенную тему, пробуют сочинять рассказы, сказки, баллады, былины, лирические стихотворения, пишут сценарии. Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики, способствовал увеличению интереса к предмету, улучшилось качество знаний. По итогам срезовых работ процент успеваемости по литературе составляет от 80 до 100%, процент качества от 40 до 60%. Устный экзамен по литературе ученики выбирают в форме реферата, где можно проявить свое творческое «я». Совместно с учащимися педагог создает разноуровневый дидактический материал (например, алгоритмы анализа произведений), сборники творческих работ. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Опыт может быть распространен на региональном и муниципальном уровнях |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Дроздецкая Наталья Ильинична, заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Рыбинск |
Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 307
Тел.: 8(4852) 32-18-55