Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы» (на примере технологии «Дебаты»)

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 10: Строка 10:
|-  
|-  
| valign="top"|Соколова Ольга Николаевна
| valign="top"|Соколова Ольга Николаевна
-
| valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А.Л. Кекина  
+
| valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А.Л. Кекина г. Ростова <br>152150, Ярославская область, г.&nbsp;Ростов, ул.&nbsp;Моравского, д.&nbsp;6  
-
152150, Ярославская область, г.&nbsp;Ростов, ул.&nbsp;Моравского, д.&nbsp;6  
+
| valign="top"|Учитель русского языка и литературы
| valign="top"|Учитель русского языка и литературы
|}
|}
Строка 24: Строка 23:
|-
|-
| valign="top"|3.&nbsp;Идея изменений
| valign="top"|3.&nbsp;Идея изменений
-
| valign="top"|Сущность данного опыта заключается в использовании технологии «Дебаты» с целью формирования коммуникативной компетентности в  школе. Открытость и универсальность данной технологии позволяют применять элементы следующих технологий: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», компьютерные технологии «Обучение в сотрудничестве», разноуровневое и личностно-ориентированное обучение, технологию «Портфолио».
+
| valign="top"|Сущность данного опыта заключается в использовании технологии «Дебаты» с целью формирования коммуникативной компетентности в  школе. Открытость и универсальность данной технологии позволяют применять элементы следующих технологий: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», компьютерные технологии «Обучение в сотрудничестве», разноуровневое и личностно-ориентированное обучение, технологию «Портфолио».<br>Таким образом, эта технология является универсальной, так как имеет отношение ко всем предметам школьного курса  и выходит за рамки школы.
-
Таким образом, эта технология является универсальной, так как имеет отношение ко всем предметам школьного курса  и выходит за рамки школы.
+
|-  
|-  
| valign="top"|4. Концепция изменений  
| valign="top"|4. Концепция изменений  
-
| valign="top"|Технология «Дебаты» является одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативной компетентности, так как позволяет сформировать не узкопредметные знания умения и навыки, а является надпредметной и имеет огромное значение, развивает качества, необходимые современному интеллигентному человеку.
+
| valign="top"|Технология «Дебаты» является одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативной компетентности, так как позволяет сформировать не узкопредметные знания умения и навыки, а является надпредметной и имеет огромное значение, развивает качества, необходимые современному интеллигентному человеку.<br>Научная новизна и значимость данной работы заключается в разработке программы факультативного курса по технологии «Дебаты», создании контрольно-измерительных материалов и схемы отслеживания результатов работы учащихся. <br>Технология «Дебаты» имеет огромные преимущества перед многими другими методами, приемами и технологиями. Основное ее преимущество заключается в том, что она открыта для других технологий, включает в себя разнообразные формы работы, методы и приемы. Кроме того, технология рассчитана на старшеклассников, которые активно ищут свое место в жизни, пытаются отстаивать свои права.  Всему этому и способствуют «Дебаты».<br>Трудоемкость и большие временные затраты, которые могут стать проблемой при подготовке проведении самой игры в «Дебаты». Поиск нужной информации требует определенных навыков, отсутствие которых значительно затрудняет работу.
-
Научная новизна и значимость данной работы заключается в разработке программы факультативного курса по технологии «Дебаты», создании контрольно-измерительных материалов и схемы отслеживания результатов работы учащихся.  
+
-
Технология «Дебаты» имеет огромные преимущества перед многими другими методами, приемами и технологиями. Основное ее преимущество заключается в том, что она открыта для других технологий, включает в себя разнообразные формы работы, методы и приемы. Кроме того, технология рассчитана на старшеклассников, которые активно ищут свое место в жизни, пытаются отстаивать свои права.  Всему этому и способствуют «Дебаты».
+
-
Трудоемкость и большие временные затраты, которые могут стать проблемой при подготовке проведении самой игры в «Дебаты». Поиск нужной информации требует определенных навыков, отсутствие которых значительно затрудняет работу.
+
|-
|-
| valign="top"|5.&nbsp;Условия реализации изменений  
| valign="top"|5.&nbsp;Условия реализации изменений  
Строка 45: Строка 40:
|<center>'''III. Описание опыта '''</center>
|<center>'''III. Описание опыта '''</center>
|-
|-
-
|Данная методическая разработка – попытка обобщить схемы, алгоритмы, упражнения и систему заданий, направленных на формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.  Поскольку основной задачей изучения русского языка является  
+
|Данная методическая разработка – попытка обобщить схемы, алгоритмы, упражнения и систему заданий, направленных на формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.  Поскольку основной задачей изучения русского языка является формирование коммуникативной компетентности и требуется переосмысление целей и содержания, форм и методов работы, наша система работы актуальна и эффективна.<br>В процессе овладения основами технологии «Дебаты» происходит интеграция таких предметов, как русский язык и литература. Подобная интеграция  освобождает время и позволяет больше внимания уделять практической работе. <br>Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования.<br>Цель данной работы  - определить эффективные приемы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы (на примере использования элементов технологии «Дебаты»).<br>Использование упражнений, алгоритмов по освоению технологии «Дебаты» обеспечивает коммуникативное развитие учащихся, в этом нас убеждают и результаты ЕГЭ по русскому языку. <br>Тесная связь в изучении филологических дисциплин позволяет исключить экстенсивность в процессе реализации основной цели преподавания русского языка и более эффективно формирует ключевые компетентности, которые определены в «Стандартах общего образования по русскому языку и литературе». <br>Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования.
-
формирование коммуникативной компетентности и требуется переосмысление целей и содержания, форм и методов работы, наша система работы актуальна и эффективна.
+
-
В процессе овладения основами технологии «Дебаты» происходит интеграция таких предметов, как русский язык и литература. Подобная интеграция  освобождает время и позволяет больше внимания уделять практической работе.  
+
-
Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования.
+
-
Цель данной работы  - определить эффективные приемы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы (на примере использования элементов технологии «Дебаты»).
+
-
Использование упражнений, алгоритмов по освоению технологии «Дебаты» обеспечивает коммуникативное развитие учащихся, в этом нас убеждают и результаты ЕГЭ по русскому языку.  
+
-
Тесная связь в изучении филологических дисциплин позволяет исключить экстенсивность в процессе реализации основной цели преподавания русского языка и более эффективно формирует ключевые компетентности, которые определены в «Стандартах общего образования по русскому языку и литературе».  
+
-
Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования.
+
-
Цель данной работы  - определить эффективные приемы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы (на примере использования элементов технологии «Дебаты»).
+
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"

Текущая версия на 07:39, 4 апреля 2013

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы» (на примере технологии «Дебаты»)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Соколова Ольга Николаевна Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А.Л. Кекина г. Ростова
152150, Ярославская область, г. Ростов, ул. Моравского, д. 6
Учитель русского языка и литературы
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы» (на примере технологии «Дебаты»)
2. Источник изменений Активность населения растет с каждым днем и человечество идет к величайшему достижению демократии – свободе слова, поэтому очень важно формировать навыки публичного выступления. Но с другой стороны, общество в данный момент не готово к свободному общению, так как культура речевого общения очень низка во всех слоях населения. Выход из создавшейся ситуации – глубокая, серьезная работа по формированию коммуникативной компетентности в школе.
3. Идея изменений Сущность данного опыта заключается в использовании технологии «Дебаты» с целью формирования коммуникативной компетентности в школе. Открытость и универсальность данной технологии позволяют применять элементы следующих технологий: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», компьютерные технологии «Обучение в сотрудничестве», разноуровневое и личностно-ориентированное обучение, технологию «Портфолио».
Таким образом, эта технология является универсальной, так как имеет отношение ко всем предметам школьного курса и выходит за рамки школы.
4. Концепция изменений Технология «Дебаты» является одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативной компетентности, так как позволяет сформировать не узкопредметные знания умения и навыки, а является надпредметной и имеет огромное значение, развивает качества, необходимые современному интеллигентному человеку.
Научная новизна и значимость данной работы заключается в разработке программы факультативного курса по технологии «Дебаты», создании контрольно-измерительных материалов и схемы отслеживания результатов работы учащихся.
Технология «Дебаты» имеет огромные преимущества перед многими другими методами, приемами и технологиями. Основное ее преимущество заключается в том, что она открыта для других технологий, включает в себя разнообразные формы работы, методы и приемы. Кроме того, технология рассчитана на старшеклассников, которые активно ищут свое место в жизни, пытаются отстаивать свои права. Всему этому и способствуют «Дебаты».
Трудоемкость и большие временные затраты, которые могут стать проблемой при подготовке проведении самой игры в «Дебаты». Поиск нужной информации требует определенных навыков, отсутствие которых значительно затрудняет работу.
5. Условия реализации изменений Наличие учебно-методической базы (методическая и справочная литература, дидактический материал). Профессиональная компетенция педагога и его креативность.
6. Результат изменений Развитие рефлексии у учащихся; расширение общекультурного кругозора; развитие интеллектуальных способностей; развитие исследовательских и организаторских навыков; развитие творческих качеств; развитие коммуникативных умений; развитие ораторских способностей; формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе; развитие критического мышления.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Данная методическая разработка – попытка обобщить схемы, алгоритмы, упражнения и систему заданий, направленных на формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время. Поскольку основной задачей изучения русского языка является формирование коммуникативной компетентности и требуется переосмысление целей и содержания, форм и методов работы, наша система работы актуальна и эффективна.
В процессе овладения основами технологии «Дебаты» происходит интеграция таких предметов, как русский язык и литература. Подобная интеграция освобождает время и позволяет больше внимания уделять практической работе.
Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования.
Цель данной работы - определить эффективные приемы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы (на примере использования элементов технологии «Дебаты»).
Использование упражнений, алгоритмов по освоению технологии «Дебаты» обеспечивает коммуникативное развитие учащихся, в этом нас убеждают и результаты ЕГЭ по русскому языку.
Тесная связь в изучении филологических дисциплин позволяет исключить экстенсивность в процессе реализации основной цели преподавания русского языка и более эффективно формирует ключевые компетентности, которые определены в «Стандартах общего образования по русскому языку и литературе».
Исходя из современных требований к преподаванию, в основу работы «Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка, литературы (на примере технологии «Дебаты»)» положен компетентностный и аксиологический подходы, сформулированные в Концепции модернизации российского образования.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Курицина Светлана Ивановна, ст. методист ИМЦ ГОУ ЯО ИРО
Тел.: (4852) 32-18-55
E-mail: opr@iro.yar.ru

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Описание методики
Личные инструменты