Развитие рефлексивных способностей обучающихся на занятиях физической культуры

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(24 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
== Развитие рефлексивных способностей обучающихся на занятиях  физической культуры ==
== Развитие рефлексивных способностей обучающихся на занятиях  физической культуры ==
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"
-
|style="background:#85b8ed" colspan="3" |<center>ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА</center>
+
|style="background:#85b8ed" colspan="3" |<center>ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА</center>
|-
|-
|colspan="3" |<center>'''I. Общие сведения'''</center>
|colspan="3" |<center>'''I. Общие сведения'''</center>
Строка 10: Строка 10:
|-
|-
| valign="top"|Гришин Юрий Андреевич
| valign="top"|Гришин Юрий Андреевич
-
| valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26
+
| valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 г. Рыбинска
-
152903, Ярославская область, г.&nbsp;Рыбинск, ул.&nbsp;Кольцова, 19
+
152903, Ярославская область, г.&nbsp;Рыбинск, ул.&nbsp;Кольцова, д.&nbsp;19
-
| valign="top"|учитель физической культуры
+
| valign="top"|Учитель физической культуры
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"
|colspan="2"|<center>'''II.Сущностные характеристики опыта'''</center>
|colspan="2"|<center>'''II.Сущностные характеристики опыта'''</center>
|-
|-
-
| valign="top"|1.&nbsp;Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
+
| valign="top"|1.&nbsp;Тема актуального педагогического опыта (АПО)  
| valign="top"|Развитие рефлексивных способностей обучающихся на занятиях  физической культуры
| valign="top"|Развитие рефлексивных способностей обучающихся на занятиях  физической культуры
|-
|-
Строка 38: Строка 38:
| valign="top"|Повышается уверенность в себе и своих силах, развивается чувство коллективизма и товарищества, повышается дисциплина учащихся. Родители более осознанно относится к вопросам здоровьесбережения своих детей.
| valign="top"|Повышается уверенность в себе и своих силах, развивается чувство коллективизма и товарищества, повышается дисциплина учащихся. Родители более осознанно относится к вопросам здоровьесбережения своих детей.
|-
|-
-
| valign="top"|7.&nbsp;Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
+
| valign="top"|7.&nbsp;Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
| valign="top"|
| valign="top"|
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"
-
|<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center>
+
|<center>'''III. Описание опыта '''</center>
|-
|-
-
|Для того чтобы выполнить новый норматив по физической культуры необходимо воспитать и развить осознанное отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни в сознании ребенка. Учитель должен с первого класса, с первого урока начинать подготавливать детей и объяснять им основы самоконтроля, и регулярно говорить о необходимости отслеживать свой уровень развития и подготовленности.  
+
|Для того чтобы выполнить новый норматив по физической культуры необходимо воспитать и развить осознанное отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни в сознании ребенка. Учитель должен с первого класса, с первого урока начинать подготавливать детей и объяснять им основы самоконтроля, и регулярно говорить о необходимости отслеживать свой уровень развития и подготовленности.<br>Цель работы: обобщение и описание опыта работы по формированию навыков рефлексии у обучающихся.<br>Методика организации рефлексии на уроке включает в себя следующие этапы:
-
Цель работы: обобщение и описание опыта работы по формированию навыков рефлексии у обучающихся
+
# остановка предметной (дорефлексивной) деятельности;
-
Методика организации рефлексии на уроке включает в себя следующие этапы:  
+
# восстановление последовательности выполняемых действий (описывается все то, что сделано, даже то, что на первый взгляд кажется неважным);
-
1) остановка предметной (дорефлексивной) деятельности;  
+
# изучение составленной последовательности действий, с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п.;
-
2) восстановление последовательности выполняемых действий (описывается все то, что сделано, даже то, что на первый взгляд кажется неважным);
+
# выявление и формулирование результатов рефлексии;
-
3) изучение составленной последовательности действий, с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п.;
+
# проверка гипотезы на практике в последующей предметной деятельности.
-
4) выявление и формулирование результатов рефлексии;
+
-
5) проверка гипотезы на практике в последующей предметной деятельности.
+
По формированию навыков рефлексии у обучающихся используется возможности программного продукта «Автоматизированная система контроля по физической культуре». Возможности программного продукта таковы, что информационная карта содержит данные об антропометрических данных, группе здоровья, нормативы даются не только в сравнении за учебный год (первый и второй результаты соответственно в начале и конце учебного года), но и в динамике за все время обучения ребенка в школе. Обучающийся может не только сравнить свои результаты с оценочными нормативами, но и сделать вывод о своем физическом развитии, факторах, которые повлияли на данный процесс, составить программу действий (например, записаться в спортивную секцию и т.п.).
По формированию навыков рефлексии у обучающихся используется возможности программного продукта «Автоматизированная система контроля по физической культуре». Возможности программного продукта таковы, что информационная карта содержит данные об антропометрических данных, группе здоровья, нормативы даются не только в сравнении за учебный год (первый и второй результаты соответственно в начале и конце учебного года), но и в динамике за все время обучения ребенка в школе. Обучающийся может не только сравнить свои результаты с оценочными нормативами, но и сделать вывод о своем физическом развитии, факторах, которые повлияли на данный процесс, составить программу действий (например, записаться в спортивную секцию и т.п.).
Наиболее удобная форма самоконтроля, но в то же время и более сложная форма - это ведение специального дневника. Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности. Данный дневник самоконтроля создан для учеников 3-5 классов.  
Наиболее удобная форма самоконтроля, но в то же время и более сложная форма - это ведение специального дневника. Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности. Данный дневник самоконтроля создан для учеников 3-5 классов.  
Строка 63: Строка 61:
|-
|-
| valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
-
| valign="top"|Курицина С.И.<br>Тел.: (4852) 32-18-55<br>E-mail: [mailto:opr@iro.yar.ru opr@iro.yar.ru]
+
| valign="top"|Курицина Светлана Ивановна, ст. методист ИМЦ ГОУ ЯО ИРО<br>Тел.: (4852) 32-18-55<br>E-mail: [mailto:opr@iro.yar.ru opr@iro.yar.ru]
|}
|}
-
[[Медиа:Указать имя загружаемого документа *.7z|7z архив с материалами]]
+
[[Медиа:Гришин_ЮА1.7z|7z архив с материалами]]
 +
 
Перечень материалов, входящих в архив:
Перечень материалов, входящих в архив:
-
* Указать название материала 1
+
* Методическая разработка
-
* Указать название материала 2
+
* Приложения
-
* …
+
-
+
-
[[Категория: Средняя общеобразовательная школа №26 г. Рыбинска]]
+
[[Категория: Средняя общеобразовательная школа № 26 г. Рыбинска]]
[[Категория: Основное общее образование]]
[[Категория: Основное общее образование]]
-
[[Категория: Указать категорию из списка  Направление работы]]
+
[[Категория: Начальное образование]]
-
[[Категория: Указать категорию из списка  Предмет]]
+
[[Категория: Содействие укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса]]
-
[[Категория: Указать категорию из списка Тип контента]]
+
[[Категория: Физическая культура]]
-
[[Категория: Указать категорию из списка  Класс]]
+
[[Категория: Методические рекомендации]]
-
[[Категория: Указать категорию – ФИО автора]]
+
[[Категория: 5 класс]]
-
[[Категория: Указать категорию - ФГОС]] – если значение +
+
[[Категория: Гришин Юрий Андреевич]]
-
[[Категория: Указать категорию – Коррекционная работа]]  - если значение +
+

Текущая версия на 08:16, 9 апреля 2014

Развитие рефлексивных способностей обучающихся на занятиях физической культуры

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Гришин Юрий Андреевич Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 г. Рыбинска

152903, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Кольцова, д. 19

Учитель физической культуры
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Развитие рефлексивных способностей обучающихся на занятиях физической культуры
2. Источник изменений Примерная программа по физической культуре, разработанной министерством образования, предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для предмета «Физическая культура» являются: самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; владение умениями совместной деятельности.

Успешность обучения детей данным действиям возможна при условии развития у обучающихся рефлексивных способностей. При этом необходимо отметить, что обучение детей рефлексии на уроках физической культуры затруднено, т.к. наступает противоречие с основными требованиями, предъявляемым к данному предмету: не выдерживается плотность урока. Учитель физической культуры не в полной мере готов развивать рефлексивные возможности у обучающихся.

3. Идея изменений Сформировать и развить у обучающегося функции целеполагания, контроля и самоконтроля, которые являются обязательными компонентами учебной деятельности. В процессе рефлексии ученик учится новым видам деятельности, позволяющим повысить успешность процесса обучения.
4. Концепция изменений Взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.

Диагностика уровня рефлексивности позволяет ученикам сознательно и постоянно анализировать и корректировать свою деятельность. Использование программного продукта «Автоматизированная система контроля по физической культуре», который позволяет выполнять анализ и самоанализ деятельности по развитию физических качеств учащихся, проводить работу по корректировке степени нагрузки, методики занятий, планировать дальнейшую работу. Ведение дневника самоконтроля, который позволяет учащимся планировать занятия физкультурой и спортом и фиксировать свои достижения. Анализ соревнований по материалам фото- и видеосъемок.

5. Условия реализации изменений Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие рефлексивных способностей у обучающихся, может включать специальные упражнения, свойственные для предмета «физическая культура» (определение уровня тренированности, физической подготовленности, физического развития), а также рефлексивные приемы и методики, имеющие надпредметный характер (дневники самоконтроля, анализ фото- и видеоматериалов).
6. Результат изменений Повышается уверенность в себе и своих силах, развивается чувство коллективизма и товарищества, повышается дисциплина учащихся. Родители более осознанно относится к вопросам здоровьесбережения своих детей.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Для того чтобы выполнить новый норматив по физической культуры необходимо воспитать и развить осознанное отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни в сознании ребенка. Учитель должен с первого класса, с первого урока начинать подготавливать детей и объяснять им основы самоконтроля, и регулярно говорить о необходимости отслеживать свой уровень развития и подготовленности.
Цель работы: обобщение и описание опыта работы по формированию навыков рефлексии у обучающихся.
Методика организации рефлексии на уроке включает в себя следующие этапы:
  1. остановка предметной (дорефлексивной) деятельности;
  2. восстановление последовательности выполняемых действий (описывается все то, что сделано, даже то, что на первый взгляд кажется неважным);
  3. изучение составленной последовательности действий, с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п.;
  4. выявление и формулирование результатов рефлексии;
  5. проверка гипотезы на практике в последующей предметной деятельности.

По формированию навыков рефлексии у обучающихся используется возможности программного продукта «Автоматизированная система контроля по физической культуре». Возможности программного продукта таковы, что информационная карта содержит данные об антропометрических данных, группе здоровья, нормативы даются не только в сравнении за учебный год (первый и второй результаты соответственно в начале и конце учебного года), но и в динамике за все время обучения ребенка в школе. Обучающийся может не только сравнить свои результаты с оценочными нормативами, но и сделать вывод о своем физическом развитии, факторах, которые повлияли на данный процесс, составить программу действий (например, записаться в спортивную секцию и т.п.). Наиболее удобная форма самоконтроля, но в то же время и более сложная форма - это ведение специального дневника. Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности. Данный дневник самоконтроля создан для учеников 3-5 классов. Развитие рефлексивных способностей обучающихся на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки внепрограммным материалом.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Курицина Светлана Ивановна, ст. методист ИМЦ ГОУ ЯО ИРО
Тел.: (4852) 32-18-55
E-mail: opr@iro.yar.ru

7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Приложения
Личные инструменты