Nnn (Обсуждение | вклад) |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) м (переименовал «[[Содержание и организация деятельности педагога-психолога учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершенн) |
||
(27 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | Содержание и организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних | + | == Содержание и организация деятельности педагога-психолога учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних == |
+ | {|border="1" width="100%" | ||
+ | |style="background:#85b8ed" colspan="3" |<center>ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА</center> | ||
+ | |- | ||
+ | |colspan="3" |<center>'''I. Общие сведения'''</center> | ||
+ | |- | ||
+ | !Ф.И.О. автора опыта | ||
+ | !Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | ||
+ | !Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|Волошина Ольга Анатольевна | ||
+ | |valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико социальной помощи Центра диагностики и консультирования «Доверие» г.Переславля-Залесского | ||
+ | 152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.40 | ||
+ | |valign="top"|Педагог-психолог | ||
+ | |} | ||
+ | {|border="1" width="100%" | ||
+ | |colspan="2"|<center>'''II.Сущностные характеристики опыта'''</center> | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | ||
+ | |valign="top"|Содержание и организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|2. Источник изменений | ||
+ | |valign="top"|Необходимость более широкого подхода к направлению деятельности психолога – профилактика, отсутствие теоретического обоснования. | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|3. Идея изменений | ||
+ | |valign="top"|Разработка практического инструментария для профилактики злоупотребления ПАВ (и более широко для профилактики аддиктивного поведения). | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|4. Концепция изменений | ||
+ | |valign="top"|Содержание деятельности педагога-психолога по данной проблеме систематизировано в соответствии с его основными видами деятельности с указанием конкретных форм работы; | ||
+ | *описаны механизмы взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних; | ||
+ | *апробирована система работы педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|5. Условия реализации изменений | ||
+ | |valign="top"|Наличие психологической службы школы, педагогов, прошедших соответствующее повышение квалификации, наличие тестовой диагностической базы, методического обеспечения деятельности | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|6. Результат изменений | ||
+ | |valign="top"|Повышение компетентности обучающихся, педагогов и родителей по вопросу профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних (в т.ч. – преодоление психологических барьеров в отношении проблемы зависимостей и их профилактики). | ||
+ | |||
+ | Планирование и реализация педагогическими коллективами и отдельными педагогами профилактических мероприятий по данной проблематике. Составление (или доработка) педагогическими коллективами комплексной программы учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. | ||
+ | |||
+ | Координация деятельности различных специалистов образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Повышение эффективности взаимодействия «педагог-родитель» в т.ч. – в целях привлечения родителей к активному участию в профилактической работе образовательного учреждения | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте | ||
+ | |valign="top"|Нет | ||
+ | |} | ||
+ | {|border="1" width="100%" | ||
+ | |<center>'''III. Описание опыта'''</center> | ||
+ | |- | ||
+ | |Система работы педагога-психолога ОУ по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, представленная в настоящей методической разработке, охватывает различные образовательные ступени и разные категории участников образовательного процесса. Основой выстраивания данной системы послужили наиболее распространенные и проработанные на данный момент теоретические подходы к психологической профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Профилактическая деятельность, в нашем случае, реализуется через основные виды работ педагога-психолога и разнообразные формы. Необходимым и весьма значимым условием ее эффективности является взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ОУ, описанное нами через ряд механизмов. Все перечисленные факты определяют ценность и значимость предлагаемой системы работы. | ||
+ | |||
+ | Проанализировав результаты реализации описанной системы работы, считаем необходимым, отметить следующие моменты. Профессиональные возможности педагога-психолога образовательного учреждения позволяют ему эффективно решать целый ряд задач, связанных с профилактикой аддиктивного поведения несовершеннолетних. В первую очередь – по формированию необходимой мотивации и вовлечению взрослых участников образовательного процесса (родителей, педагогов и администрации ОУ) в профилактическую деятельность данной проблематики. В не меньшей степени – по снижению факторов риска и развитию (усилению) факторов защиты по отношению к формированию аддиктивного поведения у старших дошкольников и школьников всех возрастов. Важно, что только педагог-психолог в условиях образовательного учреждения имеет возможность оказывать индивидуальную психологическую помощь педагогам, родителям, подросткам и старшеклассникам в, решении вопросов, как связанных с аддиктивными формами поведения, так и другими актуальными проблемами. | ||
+ | |||
+ | Возможности применения данной системы в деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений будут различными, в зависимости от степени представленности в работе конкретного специалиста профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних. В случае приоритетности данной деятельности, предлагаемая нами система работы может не только быть использована целиком, но и расширена, дополнена в отдельных своих аспектах. Если деятельность по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних является второстепенной, то педагогом-психологом могут быть использованы только конкретные мероприятия по отдельным видам работ, каждое из которых подтвердило в нашей практике свою эффективность. | ||
+ | |||
+ | Кроме того, материалы практической части нашей разработки могут послужить основой для планирования деятельности по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, как собственной работы педагогом-психологом, так и работы образовательного учреждения в целом его администрацией. Выступая в качестве возможного варианта, наша система деятельности может стать и отправной точкой разработки специалистами ОУ собственной системы работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. То же самое относится и к использованию отдельных, разработанных нами и приведенных в данной работе профилактических мероприятий. | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | {|border="1" width="100%" | ||
+ | |colspan="2"|<center>'''IY.Экспертное заключение'''</center> | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | ||
+ | |valign="top"|Особую ценность для коллег-практиков представляю материалы, изложенные в 24 приложениях, в которых коллеги могут найти и анкеты для разных субъектов профилактической деятельности, и разработки родительских собраний, и программы для работы с подростками, и программы для работы с педагогами и многое другое. Результаты могут быть интересны и руководителям аналогичных Центров. | ||
+ | |- | ||
+ | |valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | ||
+ | |valign="top"|Шелкова В.А., директор «Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»; Киселева Т.Г., зав. кафедрой ЕМД ИРО, канд. псх. наук. | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | [[Медиа:Волошина_ОА.7z|7z архив с материалами]] | ||
+ | |||
+ | Перечень материалов, входящих в архив: | ||
+ | * Методическая разработка | ||
+ | * Приложения | ||
+ | * Рецензия | ||
+ | |||
[[Категория:Центр диагностики и консультирования «Доверие»]] | [[Категория:Центр диагностики и консультирования «Доверие»]] | ||
Строка 6: | Строка 79: | ||
[[Категория:Психология]] | [[Категория:Психология]] | ||
[[Категория:Описание методики, технологии]] | [[Категория:Описание методики, технологии]] | ||
- | |||
[[Категория:Волошина Ольга Анатольевна]] | [[Категория:Волошина Ольга Анатольевна]] |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Волошина Ольга Анатольевна | Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико социальной помощи Центра диагностики и консультирования «Доверие» г.Переславля-Залесского
152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.40 | Педагог-психолог |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Содержание и организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних |
2. Источник изменений | Необходимость более широкого подхода к направлению деятельности психолога – профилактика, отсутствие теоретического обоснования. |
3. Идея изменений | Разработка практического инструментария для профилактики злоупотребления ПАВ (и более широко для профилактики аддиктивного поведения). |
4. Концепция изменений | Содержание деятельности педагога-психолога по данной проблеме систематизировано в соответствии с его основными видами деятельности с указанием конкретных форм работы;
|
5. Условия реализации изменений | Наличие психологической службы школы, педагогов, прошедших соответствующее повышение квалификации, наличие тестовой диагностической базы, методического обеспечения деятельности |
6. Результат изменений | Повышение компетентности обучающихся, педагогов и родителей по вопросу профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних (в т.ч. – преодоление психологических барьеров в отношении проблемы зависимостей и их профилактики).
Планирование и реализация педагогическими коллективами и отдельными педагогами профилактических мероприятий по данной проблематике. Составление (или доработка) педагогическими коллективами комплексной программы учреждения по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Координация деятельности различных специалистов образовательного учреждения в рамках работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Повышение эффективности взаимодействия «педагог-родитель» в т.ч. – в целях привлечения родителей к активному участию в профилактической работе образовательного учреждения |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте | Нет |
Система работы педагога-психолога ОУ по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, представленная в настоящей методической разработке, охватывает различные образовательные ступени и разные категории участников образовательного процесса. Основой выстраивания данной системы послужили наиболее распространенные и проработанные на данный момент теоретические подходы к психологической профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Профилактическая деятельность, в нашем случае, реализуется через основные виды работ педагога-психолога и разнообразные формы. Необходимым и весьма значимым условием ее эффективности является взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ОУ, описанное нами через ряд механизмов. Все перечисленные факты определяют ценность и значимость предлагаемой системы работы.
Проанализировав результаты реализации описанной системы работы, считаем необходимым, отметить следующие моменты. Профессиональные возможности педагога-психолога образовательного учреждения позволяют ему эффективно решать целый ряд задач, связанных с профилактикой аддиктивного поведения несовершеннолетних. В первую очередь – по формированию необходимой мотивации и вовлечению взрослых участников образовательного процесса (родителей, педагогов и администрации ОУ) в профилактическую деятельность данной проблематики. В не меньшей степени – по снижению факторов риска и развитию (усилению) факторов защиты по отношению к формированию аддиктивного поведения у старших дошкольников и школьников всех возрастов. Важно, что только педагог-психолог в условиях образовательного учреждения имеет возможность оказывать индивидуальную психологическую помощь педагогам, родителям, подросткам и старшеклассникам в, решении вопросов, как связанных с аддиктивными формами поведения, так и другими актуальными проблемами. Возможности применения данной системы в деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений будут различными, в зависимости от степени представленности в работе конкретного специалиста профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних. В случае приоритетности данной деятельности, предлагаемая нами система работы может не только быть использована целиком, но и расширена, дополнена в отдельных своих аспектах. Если деятельность по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних является второстепенной, то педагогом-психологом могут быть использованы только конкретные мероприятия по отдельным видам работ, каждое из которых подтвердило в нашей практике свою эффективность. Кроме того, материалы практической части нашей разработки могут послужить основой для планирования деятельности по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних, как собственной работы педагогом-психологом, так и работы образовательного учреждения в целом его администрацией. Выступая в качестве возможного варианта, наша система деятельности может стать и отправной точкой разработки специалистами ОУ собственной системы работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. То же самое относится и к использованию отдельных, разработанных нами и приведенных в данной работе профилактических мероприятий. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Особую ценность для коллег-практиков представляю материалы, изложенные в 24 приложениях, в которых коллеги могут найти и анкеты для разных субъектов профилактической деятельности, и разработки родительских собраний, и программы для работы с подростками, и программы для работы с педагогами и многое другое. Результаты могут быть интересны и руководителям аналогичных Центров. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Шелкова В.А., директор «Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»; Киселева Т.Г., зав. кафедрой ЕМД ИРО, канд. псх. наук. |
Перечень материалов, входящих в архив: