Naumova (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Исследовательские методы в изучении на углубленном уровне раздела «Древнерусское госу…») |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 29: | Строка 29: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|5. Условия реализации изменений | | valign="top"|5. Условия реализации изменений | ||
- | | valign="top"| Владение учителем технологиями | + | | valign="top"| Владение учителем современными образовательными технологиями. |
|- | |- | ||
| valign="top"|6. Результат изменений | | valign="top"|6. Результат изменений | ||
Строка 61: | Строка 61: | ||
[[Категория: Основное общее образование]] | [[Категория: Основное общее образование]] | ||
[[Категория: Прочее направление работы]] | [[Категория: Прочее направление работы]] | ||
- | [[Категория: ФГОС]] | + | [[Категория: Переход на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения]] |
[[Категория: История]] | [[Категория: История]] | ||
[[Категория: 10 класс]] | [[Категория: 10 класс]] | ||
[[Категория: 11 класс]] | [[Категория: 11 класс]] | ||
[[Категория: Федорчук Ирина Алексеевна]] | [[Категория: Федорчук Ирина Алексеевна]] |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Федорчук Ирина Алексеевна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж» 150049, г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 79 | Учитель истории |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Исследовательские методы в изучении на углубленном уровне раздела «Древнерусское государство в IX-середине XIII в.». |
2. Источник изменений | Обучение в школе включает в себя необходимость формировать разностороннюю личность с широким кругозором, высокими нравственными качествами, работоспособную, трудолюбивую, социально адаптированную, со сложившимися коммуникативными навыками. Поскольку история включена в образовательную программу любого вуза, уже в старших классах школы возникает возможность при изучении данного предмета осуществлять общую подготовку к будущей студенческой деятельности, использовать исследовательские методы обучения. |
3. Идея изменений | Активизация познавательной деятельности и формирование интеллектуальной личности через использование исследовательских методов в школе. |
4. Концепция изменений | Учитель формирует представления учащихся об основных процессах развития российской государственности в ходе стадиально-проблемного изучения материала. |
5. Условия реализации изменений | Владение учителем современными образовательными технологиями. |
6. Результат изменений | Высокие образовательные результаты. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Учитель работает по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова «История России с древнейших времен до конца XVII века» с использованием атласа. Выделение крупных периодов и рассмотрение всех сфер жизни общества на каждом из них позволяет изучать историю страны, двигаясь от простого к сложному. Раздел «Древнерусское государство в IX-середине XIII в.» изучается в 10 классе в начале учебного года после вводных занятий, посвященных историческим источникам, и раздела «Древнейшее прошлое России». По тематическому плану на изучение раздела отводится 28 часов. Учитель преподает курс на углубленном уровне обучения с использованием исследовательских методов. Их применение неизбежно сочетается с репродуктивными методами из-за ограниченности времени, уже выработанной на предыдущей ступени обучения привычке школьников и сложности отдельных исторических сюжетов, которые без помощи учителя десятиклассникам трудно понять. Основными формами уроков являются школьные лекции, в которых монологическая речь учителя (в отличие от вузовской лекции) имеет более медленный темп, сопровождается вопросами на актуализацию и повторение пройденного материала, работой с картами и репродукциями. Школьные семинары проходят по материалам учебника, лекций и небольшого специально подобранного комплекса фрагментов из исторических источников и исследований. Самостоятельная работа, применение методов анализа, сравнения, обобщения развивает критическое мышление, создает условия для формирования исследовательского сознания. Основные формы контроля: устный и письменный опрос, хронологические диктанты, задания по контурным картам, написание эссе, компьютерное тестирование, которые используются в данном курсе, можно отнести к традиционным. Применяется в упрощенном виде такая форма контроля, как коллоквиум. Он проходит во внеурочное удобное для учащегося время. Из предложенного списка тем, сформулированных достаточно широко, каждый ученик выбирает одну, готовится и приходит отвечать. Важной формой обучения являются курсовые работы учащиеся. В классах с углубленным изучением истории многие школьники выбирают тему по истории России. В образовательный процесс на уроке включаются изыскания школьников по их курсовым работам. Завершается исследовательская работа публичной защитой. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: