Naumova (Обсуждение | вклад) |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 59: | Строка 59: | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория: Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.А. Новикова г. Тутаева]] |
[[Категория: Основное общее образование]] | [[Категория: Основное общее образование]] | ||
[[Категория: Прочее направление работы]] | [[Категория: Прочее направление работы]] |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Смирнова Светлана Константиновна | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.А. Новикова г. Тутаева 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Ленина, д. 96 | Учитель русского языка и литературы |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Развитие ключевых компетентностей учащихся (Обновление содержания и методики преподавания русского языка. Программа под редакцией С.И. Львовой). |
2. Источник изменений | На современном этапе деятельность основной школы в процессе освоения родного языка должна быть направлена на достижение «речевой компетентности, языковой компетентности, социокультурной компетентности». В образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку четко определено содержание каждого понятия, как то: «речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка, формирование и совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка; социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национального культурным компонентом значения и русскими речевыми этикетом». Для развития у школьников речевой и языковой компетентностей необходимо обновление содержание образования. |
3. Идея изменений | Развитие ключевых компетентностей у детей основной школы через использование программ по предмету соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта. |
4. Концепция изменений | Учитель работает по программе под редакцией С.И. Львовой, т.к. считает, что она в большой степени, чем традиционная, отвечает требованию государственного стандарта. |
5. Условия реализации изменений | Владение учителем технологиями развивающего обучения. |
6. Результат изменений | Повышение уровня языковой культуры обучающихся. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Проведя глубокий сравнительный анализ учебников учитель, не снижая достоинств традиционного учебника, отмечает, что содержание работы учителя-словесника в решении проблемы речевой компетентности учащихся по учебно-методическому комплекту под редакцией С.И. Львовой наиболее полно и последовательно отвечает требованиям модернизации образовательного процесса, социологизации общества. Анализируя содержание программ в области языковой (лингвистической) компетентности, учитель отмечает, что учебно-методический комплект под редакцией С.И. Львовой решает эту задачу в ключе развивающего обучения, где речь идет о формировании и развитии умений и навыков, а не о вооружении учащихся теорий, суммой знаний о родном языке. Речь идет о формировании и развитии у учеников поисково-исследовательских навыков в процессе овладения лингвистическими понятиями, лингвистическими знаниями. Учитель замечает, что в учебнике под редакцией С.И. Львовой проблема единства теории и практики решается более целенаправленно: теория не руководит практикой, а является на службе у практики. Учебник 5-го класса под редакцией С.И. Львовой (система заданий, вопросов, упражнений, текстов) предлагает конкретные практические направления речевой подготовки учащихся, включает упражнения, направленные на совершенствование разных видов чтения (про себя, вслух, выразительно, с комментариями). В учебнике предлагаются конкретные задания по развитию у учащихся речевых способностей (способностей строить высказывания на лингвистические темы), упражнения позволяющие повышать уровень культурного владения языком, способствующие формированию языкового чутья. Автор учебника предлагает следующие упражнения:
В традиционном учебнике правило вводится сразу, и только после этого предлагается система упражнений для усвоения этого правила. Несомненно, недостаток такой работы в том, что лингвистическое понятие не усваивается, не осознается ребенком, а запоминается механически, отрабатывается интуитивно. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Киселева Наталья Витальевна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО |
Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Центр развития инновационной инфраструктуры"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 316
Тел.: 8(4852) 32-10-73