Формирование навыка информационной переработки текста в рамках обучения русскому языку в основной школе

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Формирование навыка информационной переработки текста в рамках обучения русскому язык…»)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 52: Строка 52:
-
[[Категория: Средняя общеобразовательная школа № 7 имени адмирала Ф.Ф. Ушакова г. Тутаева]]  
+
[[Категория: Средняя общеобразовательная школа № 5 имени 63-го Угличского пехотного полка г. Углича]]  
[[Категория: Основное общее образование]]
[[Категория: Основное общее образование]]
[[Категория: Прочее направление работы]]
[[Категория: Прочее направление работы]]

Текущая версия на 10:53, 22 августа 2013

Формирование навыка информационной переработки текста в рамках обучения русскому языку в основной школе

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Никитина Лариса Борисовна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 имени 63-го Угличского пехотного полка г. Углича
152612, , Ярославская обл., г. Углич, Ленинское шоссе, д. 1а
Учитель русского языка и литературы
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Формирование навыка информационной переработки текста в рамках обучения русскому языку в основной школе.
2. Источник изменений Одной из целей изучения русского языка на ступени основного общего образования является «формирование умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию», поэтому сегодня исключительно важно научить ребенка работать с информацией. Овладение умениями самостоятельно выделить и записать главную мысль, пересказать лекцию, составить простой и сложный план, тезисы, конспект объяснения учителя, подготовить ответ на вопрос на основании прослушанного принципиально важно к 9 (выпускному) классу, для подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве. Задача педагогов - вооружить учеников способами самостоятельной работы с информацией, путями ее переработки.
3. Идея изменений Формирование коммуникативных умений школьников через создание системы работы по обучению учащихся основным видам переработки текста.
4. Концепция изменений В школе создана система работы по формированию навыка информационной переработки текста включающая комплексное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Учителем разработана программа кружка, и программа элективного учебного предмета, факультативного курса.
5. Условия реализации изменений Владение учителем технологиями развивающего обучения.
6. Результат изменений Повышение уровня языковой культуры обучающихся.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
В школе создана система работы по формированию навыка информационной переработки текста включающая комплексное сочетание урочной и внеурочной деятельности. В урочную деятельность входят не только уроки русского языка, где учащиеся напрямую овладевают умениями информационной переработки текста, но и уроки литературы, на которых учащимся также необходимо уметь читать текст, понимать прочитанное, выделять главное, осуществлять поиск и переработку информации.
На развитие информационной культуры учащихся направлены и созданные учителем элективные курсы «Эффективные приемы чтения» и педагогом разработана программа кружка для учащихся 5-7 классов «Буквоед». На занятиях обсуждаются современные статьи, новинки детской литературы. Школьники учатся писать критические отзывы, защищать прочитанное произведение.
Для учащихся 9 класса разработан факультативный курс «Переработка текста». На занятиях ученики расширяют знания, полученные на уроках по теории вопроса, но наибольшее количество часов уделено практической деятельности: создание и редактирование текста, написание отзыва, рецензии, аннотации. Материал для анализа ученикам предлагается из окружающего информационного пространства: СМИ, Интернет.
В школе существует научное общество «Квант». С результатами своей исследовательской работы учащиеся выступают на итоговой конференции.
Использование приемов переработки информации происходит на библиотечных уроках, классных часах, во время предметной недели по русскому языку. Система работы не только формирует навык информационной переработки текста, но и развивает интерес к предмету, помогает установлению тесных контактов между всеми участниками педагогического процесса, воспитывает нравственные качества учеников.
IY.Экспертное заключение
Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Киселева Наталья Витальевна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Центр развития инновационной инфраструктуры"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 316
Тел.: 8(4852) 32-10-73

Личные инструменты