Формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 40: Строка 40:
|<center>'''III. Описание опыта'''</center>
|<center>'''III. Описание опыта'''</center>
|-
|-
-
| Основа для систематического изучения функций и дальнейшего развития графической культуры закладывается учителем уже в 5-6 классах. Проанализировав содержание некоторых учебников по «Алгебре» 7-9 классов, учитель сделал вывод, что функционально-графическая линия наиболее содержательно поставлена в учебниках Мордковича А.Г. Реализуемая в них концепция изучения функций существенно отличается от других. Методология концепции заключается в том, что каждый год обучения ориентирован на конкретную модель реальной действительности. <br>Основная тема 7 класса — линейная функция, что с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам. Основная тема 8 класса — квадратичная функция, моделирующая равноускоренное движение. Тема 10 класса — тригонометрические функции, которые моделируют периодические процессы. В 11 классе появляется показательная функция, которая описывает процессы органического роста. <br>В 7 классе функционально-графический материал изучается на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе — на рабочем, и только в 9-м классе на формальном. <br>Методические особенности концепции изучения функций в учебниках А.Г. Мордковича: <br>
+
| Основа для систематического изучения функций и дальнейшего развития графической культуры закладывается учителем уже в 5-6 классах. Проанализировав содержание некоторых учебников по «Алгебре» 7-9 классов, учитель сделал вывод, что функционально-графическая линия наиболее содержательно поставлена в учебниках Мордковича А.Г. Реализуемая в них концепция изучения функций существенно отличается от других. Методология концепции заключается в том, что каждый год обучения ориентирован на конкретную модель реальной действительности. <br>Основная тема 7 класса — линейная функция, что с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам. Основная тема 8 класса — квадратичная функция, моделирующая равноускоренное движение. Тема 10 класса — тригонометрические функции, которые моделируют периодические процессы. В 11 классе появляется показательная функция, которая описывает процессы органического роста. <br>В 7 классе функционально-графический материал изучается на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе — на рабочем, и только в 9-м классе на формальном. <br>Методические особенности концепции изучения функций в учебниках А.Г. Мордковича: <br>1. Отказ от формулировки определений функций при первом появлении этого понятия; <br>2. Постепенное введение в программу свойств функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости.<br>3. Для изучения разных видов функций в системе упражнений выделяется инвариантное ядро. <br>Инвариантное ядро строится из шести направлений: <br>- функциональная символика; <br>- графическое решение уравнений;<br>- преобразование графиков; <br>- чтение графика;<br>- отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке; <br>-кусочные функции. <br>Учащиеся привыкают к тому, что какую бы новую функцию они ни изучали, в системе упражнений обязательно будут упражнения, рассредоточенные по указанным шести блокам.
-
1. Отказ от формулировки определений функций при первом появлении этого понятия;  
+
-
2. Постепенное введение в программу свойств функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости.
+
-
3. Для изучения разных видов функций в системе упражнений выделяется инвариантное ядро. Инвариантное ядро строится из шести направлений: <br>
+
-
- функциональная символика;  
+
-
- графическое решение уравнений;
+
-
- преобразование графиков;  
+
-
- чтение графика;
+
-
- отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке;  
+
-
кусочные функции. <br>
+
-
Учащиеся привыкают к тому, что какую бы новую функцию они ни изучали, в системе упражнений обязательно будут упражнения, рассредоточенные по указанным шести блокам.
+
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"
Строка 63: Строка 53:
[[Медиа: Кликунене.7z|7z архив с материалами]]
[[Медиа: Кликунене.7z|7z архив с материалами]]
 +
Перечень материалов, входящих в архив:
 +
*Методическая разработка
 +
*Приложения

Текущая версия на 07:11, 1 февраля 2013

Формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Кликунене Марина Сергеевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ярославля
150051, г. Ярославль, пр-т Авиаторов, д. 84.
Учитель математики
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры.
2. Источник изменений Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (проект 2011 года) изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления; сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. В рамках этих изменений математическая культура учащихся становится одним из компонентов общей культуры человека.
3. Идея изменений Развитие аналитического мышления, интуиции, логики через формирование графической культуры обучающихся.
4. Концепция изменений В школе в большей мере осуществляется аналитический и формальный подход к изучению функций. Графикам уделяется недостаточное внимание. Учителем разработаны упражнения образного (графического) характера на освоение понятий и утверждений.
5. Условия реализации изменений УМК Мордковича А.Г.
6. Результат изменений Учащиеся на этапах промежуточного и итогового контролей успешно выполняют задания с графическими моделями, умело представляют информацию с помощью различных графических образов. При изучении графических моделей развивается воображение, интуиция, логическое мышление, необходимые школьнику в современной жизни.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Основа для систематического изучения функций и дальнейшего развития графической культуры закладывается учителем уже в 5-6 классах. Проанализировав содержание некоторых учебников по «Алгебре» 7-9 классов, учитель сделал вывод, что функционально-графическая линия наиболее содержательно поставлена в учебниках Мордковича А.Г. Реализуемая в них концепция изучения функций существенно отличается от других. Методология концепции заключается в том, что каждый год обучения ориентирован на конкретную модель реальной действительности.
Основная тема 7 класса — линейная функция, что с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам. Основная тема 8 класса — квадратичная функция, моделирующая равноускоренное движение. Тема 10 класса — тригонометрические функции, которые моделируют периодические процессы. В 11 классе появляется показательная функция, которая описывает процессы органического роста.
В 7 классе функционально-графический материал изучается на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе — на рабочем, и только в 9-м классе на формальном.
Методические особенности концепции изучения функций в учебниках А.Г. Мордковича:
1. Отказ от формулировки определений функций при первом появлении этого понятия;
2. Постепенное введение в программу свойств функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости.
3. Для изучения разных видов функций в системе упражнений выделяется инвариантное ядро.
Инвариантное ядро строится из шести направлений:
- функциональная символика;
- графическое решение уравнений;
- преобразование графиков;
- чтение графика;
- отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке;
-кусочные функции.
Учащиеся привыкают к тому, что какую бы новую функцию они ни изучали, в системе упражнений обязательно будут упражнения, рассредоточенные по указанным шести блокам.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2011 году.

7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Приложения
Личные инструменты