Naumova (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «==Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого разви…») |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Епархина» в «[[Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) эмоционально о) |
||
(4 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 40: | Строка 40: | ||
|<center>'''III. Описание опыта'''</center> | |<center>'''III. Описание опыта'''</center> | ||
|- | |- | ||
- | |В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Значительное место среди них занимает эмоционально-окрашенная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. <br>Свою работу педагог начала с комплексного логопедического обследования, которое включало в себя изучение и анализ анамнестических данных; изучение паралингвистических средств общения, в частности, мимики детей; выявление особенностей формирования и использования эмоционально-окрашенной лексики у детей с данной речевой патологией. | + | |В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Значительное место среди них занимает эмоционально-окрашенная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. <br>Свою работу педагог начала с комплексного логопедического обследования, которое включало в себя изучение и анализ анамнестических данных; изучение паралингвистических средств общения, в частности, мимики детей; выявление особенностей формирования и использования эмоционально-окрашенной лексики у детей с данной речевой патологией. <br>Педагогом использованы методы и приемы логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у дошкольников изучаемой категории. <br>Для экспериментального обучения отобран следующий речевой материал: |
- | Педагогом использованы методы и приемы логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у дошкольников изучаемой категории. <br>Для экспериментального обучения отобран следующий речевой материал: | + | |
*эмоциональная лексика, называющая чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; | *эмоциональная лексика, называющая чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; | ||
- | *эмоциональная лексика, состоящая из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны. | + | *эмоциональная лексика, состоящая из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны. |
+ | Одновременно проводилась работа по формированию синонимических и антонимических отношений. Лексический запас детей расширялся путем введения разных частей речи.<br>В коррекционно-логопедической работе использовались следующие методические приемы: анализ произведений художественной литературы, особенно пейзажной поэзии; рассматривание сюжетных картин, серии сюжетных картин, иллюстраций к произведениям художественной литературы; просмотр диафильмов, мультфильмов; рисование эмоций с помощью пиктограмм; использование этюдов на выражение основных эмоций; драматизация ситуаций; драматизация сказок; рассказы детей из личного опыта (когда дети испытывали разные эмоции); использование дидактических игр; прослушивание музыкальных произведений. <br>Коррекционно-логопедическое воздействие осуществлялось поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. <br>Педагогом систематизированы имеющиеся в литературе и созданы новые методические материалы: | ||
*словарь эмоционально окрашенной лексики для детей старшего дошкольного возраста, составленный на основе анализа языка детской художественной литературы, словарей русского языка; | *словарь эмоционально окрашенной лексики для детей старшего дошкольного возраста, составленный на основе анализа языка детской художественной литературы, словарей русского языка; | ||
*описание дидактических игр, заданий и упражнений для использования на занятиях воспитателями, психологами и логопедами; | *описание дидактических игр, заданий и упражнений для использования на занятиях воспитателями, психологами и логопедами; | ||
Строка 59: | Строка 59: | ||
| valign="top"|Червякова Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры специальной коррекционной педагогики ГОАУ ЯО ИРО. | | valign="top"|Червякова Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры специальной коррекционной педагогики ГОАУ ЯО ИРО. | ||
|} | |} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418. | Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418. |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Епархина Татьяна Борисовна | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 107 г. Ярославля 150063 г. Ярославль, ул. Громова, д. 42а. | Учитель-логопед |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) эмоционально окрашенной лексикой. |
2. Источник изменений | На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В то же время методы и приемы организации работы по обогащению словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи эмоционально окрашенной лексикой недостаточно разработаны. |
3. Идея изменений | Повышение эффективности работы по обогащению речи детей эмоциональной лексикой посредством систематической, поэтапной, специально организованной коррекционной работы. |
4. Концепция изменений | Одним из путей оптимизации процесса речевого развития старших дошкольников является расширение лексического запаса речи детей за счет эмоционально окрашенной лексики. Учителем-логопедом систематизированы имеющиеся в литературе и созданы новые методические материалы по изучаемой проблеме. Намечены и апробированы методы и приемы логопедической работы по обогащению словарного запаса дошкольников изучаемой категории эмоционально окрашенной лексикой. |
5. Условия реализации изменений | Дидактические материалы. |
6. Результат изменений | Расширение диапазона эмоционально окрашенной лексики, качественное изменение лексического состава активного словаря, изменение уровня речевого общения в целом. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Значительное место среди них занимает эмоционально-окрашенная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Свою работу педагог начала с комплексного логопедического обследования, которое включало в себя изучение и анализ анамнестических данных; изучение паралингвистических средств общения, в частности, мимики детей; выявление особенностей формирования и использования эмоционально-окрашенной лексики у детей с данной речевой патологией. Педагогом использованы методы и приемы логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у дошкольников изучаемой категории. Для экспериментального обучения отобран следующий речевой материал:
Одновременно проводилась работа по формированию синонимических и антонимических отношений. Лексический запас детей расширялся путем введения разных частей речи.
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Червякова Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры специальной коррекционной педагогики ГОАУ ЯО ИРО. |
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.