Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 29: Строка 29:
|-
|-
| valign="top"|5. Условия реализации изменений  
| valign="top"|5. Условия реализации изменений  
-
| valign="top"|Положительная динамика развития мыслительной деятельности младших школьников. <br>Ежегодное ученики принимают участие во Всероссийском этапе интеллектуального марафона учеников-занковцев.
+
| valign="top"|
|-
|-
| valign="top"|6.&nbsp;Результат изменений
| valign="top"|6.&nbsp;Результат изменений
-
| valign="top"|
+
| valign="top"|Положительная динамика развития мыслительной деятельности младших школьников. <br>Ежегодное ученики принимают участие во Всероссийском этапе интеллектуального марафона учеников-занковцев.
|-
|-
| valign="top"|7.&nbsp;Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
| valign="top"|7.&nbsp;Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
Строка 47: Строка 47:
# Раскрытие значения устойчивого оборота с помощью изученных ранее устойчивых сочетаний.  
# Раскрытие значения устойчивого оборота с помощью изученных ранее устойчивых сочетаний.  
# Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов.  
# Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов.  
-
# Использование исторического, историко-бытового  этимологического комментариев. <br>В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения:<br>
+
# Использование исторического, историко-бытового  этимологического комментариев.
-
* составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,  
+
В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,нахождение фразеологизмов в тексте, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту,работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами, упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок, изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев.<br>Учитель использует следующие формы работы: классно-урочную (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочную деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН). <br>Систематическое обучение устойчивым оборотам и их активизация в речи способствует умственному, речевому и эмоциональному развитию обучающихся. Давая четкое толкование устойчивых оборотов, а затем путем лингвистических и логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащихся в активную умственную деятельность, побуждает задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым способствует повышению уровня мыслительной и речевой способности
-
* нахождение фразеологизмов в тексте,
+
-
* подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту,
+
-
* работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами,
+
-
* упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок,  
+
-
* изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев.
+
-
<br>В своей работе учитель использует следующие формы: классно-урочную (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочную деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН). <br>Систематическое обучение устойчивым оборотам и их активизация в речи способствует умственному, речевому и эмоциональному развитию обучающихся. Давая четкое толкование устойчивых оборотов, а затем путем лингвистических и логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащихся в активную умственную деятельность, побуждает задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым способствует повышению уровня мыслительной и речевой способности
+
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"

Текущая версия на 08:33, 21 ноября 2011

Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Пелёвина Надежда Владимировна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1с углубленным изучением английского языка г. Рыбинска.
152934 Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 15.
Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками.
2. Источник изменений В изучении русского языка большую роль играет овладение фразеологическим богатством. Без овладения фразеологизмами, пословицами и поговорками невозможно правильное понимание родной речи как в устной, так и в письменной форме. Вопросы обогащения речи устойчивыми оборотами и их активизация в речи не нашли достаточного места в учебном процессе, значительное число устойчивых оборотов, имеющихся в учебниках, остается неусвоенным, а объяснение значения их без дальнейшего закрепления и активизации недостаточным. Кроме того, эпизодическая работа с устойчивыми оборотами, не вырабатывает у детей способность воспринимать своеобразие языка художественных произведений благодаря использованию данных языковых единиц.
3. Идея изменений Повышение уровня мыслительной деятельности обучающихся через систему работы по включению фразеологических единиц в речь младших школьников.
4. Концепция изменений Определенная система по усвоению и активизации устойчивых оборотов в речи младших школьников отсутствует. В методической литературе для начальных классов, посвященной работе по фразеологии, специальных разработок почти нет, поэтому возникла необходимость изучать данную проблему и находить пути ее практического решения.
5. Условия реализации изменений
6. Результат изменений Положительная динамика развития мыслительной деятельности младших школьников.
Ежегодное ученики принимают участие во Всероссийском этапе интеллектуального марафона учеников-занковцев.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Учитель предусматривает работу с фразеологическими оборотами на каждом году обучения в начальной школе, включая устойчивые обороты во все разделы науки о языке. бытового и этимологического комментариев.
Для определения уровня владения обучающимися устойчивыми оборотами проводятся диагностические работы. Выявленные затруднения обучающихся доказывают необходимость включения фразеологических единиц в активный словарный запас школьников, осознания детьми возможной трансформации фразеологизмов. Большое количество упражнений, предлагаемых учителем, направлено на выявление семантики фразеологических оборотов. Учитель строит работу с учетом возрастных особенностей детей. Причём в первом классе, ограничивается лишь одним из способов объяснения устойчивых оборотов, в первой половине второго учебного года вводит наряду с объяснением некоторые виды работ по закреплению, в третьей четверти второго класса дополняет эту работу активизацией наиболее часто встречающихся устойчивых оборотов, больше внимания уделяет закреплению и активизации образных средств в различных видах речевой деятельности.
Важное место в процессе обучения занимает объяснение значения устойчивых оборотов, что достигается разнообразными приемами.
Эффективными приёмами семантизации являются:
  1. Подбор лексического эквивалента, который может быть выражен одним или несколькими синонимами.
  2. Объяснение значения путем развернутого описания.
  3. Семантизация с помощью контекста.
  4. Раскрытие значения устойчивого оборота подбором свободного словосочетания.
  5. Раскрытие значения устойчивого оборота с помощью изученных ранее устойчивых сочетаний.
  6. Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов.
  7. Использование исторического, историко-бытового этимологического комментариев.

В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,нахождение фразеологизмов в тексте, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту,работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами, упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок, изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев.
Учитель использует следующие формы работы: классно-урочную (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочную деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН).
Систематическое обучение устойчивым оборотам и их активизация в речи способствует умственному, речевому и эмоциональному развитию обучающихся. Давая четкое толкование устойчивых оборотов, а затем путем лингвистических и логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащихся в активную умственную деятельность, побуждает задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым способствует повышению уровня мыслительной и речевой способности

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО.

Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.

Личные инструменты