Naumova (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «==Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при и…») |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
(7 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 29: | Строка 29: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|5. Условия реализации изменений | | valign="top"|5. Условия реализации изменений | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"| |
|- | |- | ||
| valign="top"|6. Результат изменений | | valign="top"|6. Результат изменений | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Положительная динамика развития мыслительной деятельности младших школьников. <br>Ежегодное ученики принимают участие во Всероссийском этапе интеллектуального марафона учеников-занковцев. |
|- | |- | ||
| valign="top"|7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте | | valign="top"|7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
|<center>'''III. Описание опыта'''</center> | |<center>'''III. Описание опыта'''</center> | ||
|- | |- | ||
- | |Учитель предусматривает работу с фразеологическими оборотами на каждом году обучения в начальной школе, включая устойчивые обороты во все разделы науки о языке. бытового и этимологического комментариев. <br>Для определения уровня владения обучающимися устойчивыми оборотами проводятся диагностические работы. Выявленные затруднения обучающихся доказывают необходимость включения фразеологических единиц в активный словарный запас школьников, осознания детьми возможной трансформации фразеологизмов. Большое количество упражнений, предлагаемых учителем, направлено на выявление семантики фразеологических оборотов. Учитель строит работу с учетом возрастных особенностей детей. Причём в первом классе, ограничивается лишь одним из способов объяснения устойчивых оборотов, в первой половине второго учебного года вводит наряду с объяснением некоторые виды работ по закреплению, в третьей четверти второго класса дополняет эту работу активизацией наиболее часто встречающихся устойчивых оборотов, больше внимания уделяет закреплению и активизации образных средств в различных видах речевой деятельности. <br>Важное место в процессе обучения занимает объяснение значения устойчивых оборотов, что достигается разнообразными приемами. | + | |Учитель предусматривает работу с фразеологическими оборотами на каждом году обучения в начальной школе, включая устойчивые обороты во все разделы науки о языке. бытового и этимологического комментариев. <br>Для определения уровня владения обучающимися устойчивыми оборотами проводятся диагностические работы. Выявленные затруднения обучающихся доказывают необходимость включения фразеологических единиц в активный словарный запас школьников, осознания детьми возможной трансформации фразеологизмов. Большое количество упражнений, предлагаемых учителем, направлено на выявление семантики фразеологических оборотов. Учитель строит работу с учетом возрастных особенностей детей. Причём в первом классе, ограничивается лишь одним из способов объяснения устойчивых оборотов, в первой половине второго учебного года вводит наряду с объяснением некоторые виды работ по закреплению, в третьей четверти второго класса дополняет эту работу активизацией наиболее часто встречающихся устойчивых оборотов, больше внимания уделяет закреплению и активизации образных средств в различных видах речевой деятельности. <br>Важное место в процессе обучения занимает объяснение значения устойчивых оборотов, что достигается разнообразными приемами. <br>Эффективными приёмами семантизации являются:<br> |
- | Эффективными приёмами семантизации являются: | + | # Подбор лексического эквивалента, который может быть выражен одним или несколькими синонимами. |
- | # Подбор лексического эквивалента, который может быть выражен | + | |
- | одним или несколькими синонимами. | + | |
# Объяснение значения путем развернутого описания. | # Объяснение значения путем развернутого описания. | ||
# Семантизация с помощью контекста. | # Семантизация с помощью контекста. | ||
- | # Раскрытие значения устойчивого оборота подбором свободного | + | # Раскрытие значения устойчивого оборота подбором свободного словосочетания. |
- | словосочетания. | + | # Раскрытие значения устойчивого оборота с помощью изученных ранее устойчивых сочетаний. |
- | # Раскрытие значения устойчивого оборота с помощью изученных | + | |
- | ранее устойчивых сочетаний. | + | |
# Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов. | # Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов. | ||
- | # | + | # Использование исторического, историко-бытового этимологического комментариев. |
- | В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения: | + | В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,нахождение фразеологизмов в тексте, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту,работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами, упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок, изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев.<br>Учитель использует следующие формы работы: классно-урочную (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочную деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН). <br>Систематическое обучение устойчивым оборотам и их активизация в речи способствует умственному, речевому и эмоциональному развитию обучающихся. Давая четкое толкование устойчивых оборотов, а затем путем лингвистических и логических рассуждений, поясняя его смысл, учитель включает учащихся в активную умственную деятельность, побуждает задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым способствует повышению уровня мыслительной и речевой способности |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" | ||
Строка 69: | Строка 59: | ||
| valign="top"|Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО. | | valign="top"|Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО. | ||
|} | |} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418. | Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418. | ||
Строка 89: | Строка 73: | ||
[[Категория: 4 класс]] | [[Категория: 4 класс]] | ||
[[Категория: Пелёвина Надежда Владимировна]] | [[Категория: Пелёвина Надежда Владимировна]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Пелёвина Надежда Владимировна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1с углубленным изучением английского языка г. Рыбинска. 152934 Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Радищева, д. 15. | Учитель начальных классов |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками. |
2. Источник изменений | В изучении русского языка большую роль играет овладение фразеологическим богатством. Без овладения фразеологизмами, пословицами и поговорками невозможно правильное понимание родной речи как в устной, так и в письменной форме. Вопросы обогащения речи устойчивыми оборотами и их активизация в речи не нашли достаточного места в учебном процессе, значительное число устойчивых оборотов, имеющихся в учебниках, остается неусвоенным, а объяснение значения их без дальнейшего закрепления и активизации недостаточным. Кроме того, эпизодическая работа с устойчивыми оборотами, не вырабатывает у детей способность воспринимать своеобразие языка художественных произведений благодаря использованию данных языковых единиц. |
3. Идея изменений | Повышение уровня мыслительной деятельности обучающихся через систему работы по включению фразеологических единиц в речь младших школьников. |
4. Концепция изменений | Определенная система по усвоению и активизации устойчивых оборотов в речи младших школьников отсутствует. В методической литературе для начальных классов, посвященной работе по фразеологии, специальных разработок почти нет, поэтому возникла необходимость изучать данную проблему и находить пути ее практического решения. |
5. Условия реализации изменений | |
6. Результат изменений | Положительная динамика развития мыслительной деятельности младших школьников. Ежегодное ученики принимают участие во Всероссийском этапе интеллектуального марафона учеников-занковцев. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Учитель предусматривает работу с фразеологическими оборотами на каждом году обучения в начальной школе, включая устойчивые обороты во все разделы науки о языке. бытового и этимологического комментариев. Для определения уровня владения обучающимися устойчивыми оборотами проводятся диагностические работы. Выявленные затруднения обучающихся доказывают необходимость включения фразеологических единиц в активный словарный запас школьников, осознания детьми возможной трансформации фразеологизмов. Большое количество упражнений, предлагаемых учителем, направлено на выявление семантики фразеологических оборотов. Учитель строит работу с учетом возрастных особенностей детей. Причём в первом классе, ограничивается лишь одним из способов объяснения устойчивых оборотов, в первой половине второго учебного года вводит наряду с объяснением некоторые виды работ по закреплению, в третьей четверти второго класса дополняет эту работу активизацией наиболее часто встречающихся устойчивых оборотов, больше внимания уделяет закреплению и активизации образных средств в различных видах речевой деятельности. Важное место в процессе обучения занимает объяснение значения устойчивых оборотов, что достигается разнообразными приемами. Эффективными приёмами семантизации являются:
В своей работе педагог использует следующие учебные упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,нахождение фразеологизмов в тексте, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту,работа с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами, упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок, изучение происхождения фразеологических оборотов с помощью приёма исторического, историко-бытового и этимологического комментариев. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО. |
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.