Rmc2010 (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Организационно-педагогические основы социальной реабилитации детей, воспитывающихся …») |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|Сахарова Елена Сергеевна | | valign="top"|Сахарова Елена Сергеевна | ||
- | | valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение смешанный детский дом №1 <br>150001 г. Ярославль, ул. Посохова, д. 22а | + | | valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение смешанный детский дом №1 г. Ярославля<br>150001 г. Ярославль, ул. Посохова, д. 22а |
| valign="top"|Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | | valign="top"|Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | ||
|} | |} | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|2. Источник изменений | | valign="top"|2. Источник изменений | ||
- | | valign="top"|Педагогическая наука достаточно много занималась проблемами детей-сирот, поиском педагогических подходов к | + | | valign="top"|Педагогическая наука достаточно много занималась проблемами детей-сирот, поиском педагогических подходов к преодолению негативных последствий сиротства. В центре внимания - проблемы социализации личности, подготовки лишенных родительской опеки детей к самостоятельной жизни и к труду, проблемы коррекции с целью преодоления дезадаптации. Однако и сегодня недостаточно разработаны проблемы социальной реабилитации воспитанников детских домов. <br>В настоящее время существует противоречие между масштабами потребности общества в полноценных результатах деятельности сиротских учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и эффективному труду - и реальным вкладом педагогической практики в осуществлении социальной реабилитации воспитанников в рамках образовательных учреждений. |
|- | |- | ||
| valign="top"|3. Идея изменений | | valign="top"|3. Идея изменений | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|4. Концепция изменений | | valign="top"|4. Концепция изменений | ||
- | |valign="top"|В настоящее время возникла необходимость изменить педагогические подходы в системе воспитательной работы по организации реабилитационной среды. | + | |valign="top"|В настоящее время возникла необходимость изменить педагогические подходы в системе воспитательной работы по организации реабилитационной среды. Эффективная социализации воспитанников сиротских учебных заведений, их успешная реабилитации возможна через построение системы реабилитационной работы, осуществлении целенаправленного психологического и социального сопровождения - в различных областях жизнедеятельности каждого ребенка. Педагогом разработана система реабилитационной работы, которая позволяет оказывать целенаправленную психологическую помощь, социальную и правовую поддержку, обеспечивать социальную компетенцию, медицинскую и педагогическую реабилитацию. |
|- | |- | ||
| valign="top"|5. Условия реализации изменений | | valign="top"|5. Условия реализации изменений | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
*внеклассная образовательная (включает в себя сеть дополнительного образования – кружки, секции); | *внеклассная образовательная (включает в себя сеть дополнительного образования – кружки, секции); | ||
*внеучебная (включает в себя досуговые мероприятия). | *внеучебная (включает в себя досуговые мероприятия). | ||
- | Ребенок выступает в качестве субъекта всего процесса жизнедеятельности в условиях детско-взрослого сообщества. <br> Процессы реабилитации воспитанника детского дома условно делятся на три этапа: <br>На первом этапе (адаптационном) собирается вся информация об уровне развития ребенка, определяется исходный реабилитационный потенциал, определяется образовательный и внеклассный образовательный маршрут, а также включенность в коррекционно-развивающую работу и досуговые мероприятия. <br>На втором этапе (реабилитационном) ребенок самостоятельно выбирает кружки и секции, в том числе и вне детского дома, участие в досуговых мероприятиях, является организатором и ведущим ключевых мероприятий детского дома, самостоятельно ходит в школу, принимает участие в жизни школы и класса. <br>Третий этап является итоговым, на котором видна степень реабилитированности ребенка на момент выпуска из детского дома, уровень сформированности личного социально-нравственного опыта в когнитивной и деятельностный сферах, профессиональное самоопределение, овладение нормами социального поведения. <br>Основными направления деятельности педагогического коллектива детского дома по реабилитации детей являются: | + | Ребенок выступает в качестве субъекта всего процесса жизнедеятельности в условиях детско-взрослого сообщества. <br> Процессы реабилитации воспитанника детского дома условно делятся на три этапа: <br>На первом этапе (адаптационном) собирается вся информация об уровне развития ребенка, определяется исходный реабилитационный потенциал, определяется образовательный и внеклассный образовательный маршрут, а также включенность в коррекционно-развивающую работу и досуговые мероприятия. <br>На втором этапе (реабилитационном) ребенок самостоятельно выбирает кружки и секции, в том числе и вне детского дома, участие в досуговых мероприятиях, является организатором и ведущим ключевых мероприятий детского дома, самостоятельно ходит в школу, принимает участие в жизни школы и класса. <br>Третий этап является итоговым, на котором видна степень реабилитированности ребенка на момент выпуска из детского дома, уровень сформированности личного социально-нравственного опыта в когнитивной и деятельностный сферах, профессиональное самоопределение, овладение нормами социального поведения. <br>Основными направления деятельности педагогического коллектива детского дома по реабилитации детей являются: <br>- организация профилактической работы; <br>- организация образовательной работы; <br>- организация внеклассной образовательной работы; <br>- организация внеучебной работы. |
- | - организация профилактической работы; | + | |
- | - организация образовательной работы; | + | |
- | - организация внеклассной образовательной работы; | + | |
- | - организация внеучебной работы. | + | |
Акценты каждого направления с конкретным ребенком устанавливаются ПМПК детского дома. Для этого у каждого ребенка определяется исходный реабилитационный потенциал. Делается коллегиальное заключение о доминантах развития воспитанника, потенциальных возможностях и способностях, распознавании характера отклонений в поведении, деятельности, общении, а также состоянии здоровья. Далее определяются пути и средства реабилитационной работы с ребенком. <br>Данная работа может быть использована при разработке инновационных программ по социальной реабилитации детей-сирот, организации и проведении воспитательной работы в детском доме. | Акценты каждого направления с конкретным ребенком устанавливаются ПМПК детского дома. Для этого у каждого ребенка определяется исходный реабилитационный потенциал. Делается коллегиальное заключение о доминантах развития воспитанника, потенциальных возможностях и способностях, распознавании характера отклонений в поведении, деятельности, общении, а также состоянии здоровья. Далее определяются пути и средства реабилитационной работы с ребенком. <br>Данная работа может быть использована при разработке инновационных программ по социальной реабилитации детей-сирот, организации и проведении воспитательной работы в детском доме. | ||
|} | |} |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Сахарова Елена Сергеевна | Муниципальное образовательное учреждение смешанный детский дом №1 г. Ярославля 150001 г. Ярославль, ул. Посохова, д. 22а | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Организационно-педагогические основы социальной реабилитации детей, воспитывающихся в условиях детского дома. |
2. Источник изменений | Педагогическая наука достаточно много занималась проблемами детей-сирот, поиском педагогических подходов к преодолению негативных последствий сиротства. В центре внимания - проблемы социализации личности, подготовки лишенных родительской опеки детей к самостоятельной жизни и к труду, проблемы коррекции с целью преодоления дезадаптации. Однако и сегодня недостаточно разработаны проблемы социальной реабилитации воспитанников детских домов. В настоящее время существует противоречие между масштабами потребности общества в полноценных результатах деятельности сиротских учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и эффективному труду - и реальным вкладом педагогической практики в осуществлении социальной реабилитации воспитанников в рамках образовательных учреждений. |
3. Идея изменений | Создание педагогических условий по осуществлению социальной реабилитации воспитанников в рамках образовательного учреждения с целью повышение уровня социальной реабилитации детей-сирот, коррекция аномалий в социальном поведении, самооценке, формировании опыта социаль¬ных отношений. |
4. Концепция изменений | В настоящее время возникла необходимость изменить педагогические подходы в системе воспитательной работы по организации реабилитационной среды. Эффективная социализации воспитанников сиротских учебных заведений, их успешная реабилитации возможна через построение системы реабилитационной работы, осуществлении целенаправленного психологического и социального сопровождения - в различных областях жизнедеятельности каждого ребенка. Педагогом разработана система реабилитационной работы, которая позволяет оказывать целенаправленную психологическую помощь, социальную и правовую поддержку, обеспечивать социальную компетенцию, медицинскую и педагогическую реабилитацию. |
5. Условия реализации изменений | Высокая личностная заинтересованность педагога в развитии данной тематики для своего учреждения. |
6. Результат изменений |
|
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Система реабилитационной работы детского дома состоит из трех подсистем:
Ребенок выступает в качестве субъекта всего процесса жизнедеятельности в условиях детско-взрослого сообщества. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Экспертиза при защите на высшую квалификационную категорию. |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: