Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
||
(9 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 51: | Строка 51: | ||
|<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center> | |<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center> | ||
|- | |- | ||
- | |Система профессиональной ориентации, являясь подсистемой образовательного процесса, состоит из двух составляющих: внешнего окружения и внутренней структуры: | + | |Система профессиональной ориентации, являясь подсистемой образовательного процесса, состоит из двух составляющих: внешнего окружения и внутренней структуры: <br>'''1. внешнее окружение''' (вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь), включает компоненты, поступающие в систему, к которым можно отнести: обучающихся 1 – 11-ых классов, педагогические кадры, нормативно-правовые документы, информацию. <br>Выход системы – сформированная компетентность у выпускника в социально-трудовой сфере и обоснованный выбор профессии. Связь с внешней средой - компоненты инфраструктуры микрорайона, в котором находится система, социально-экономические условия региона, от которых напрямую зависит содержание урочной и внеурочной деятельности, профминимума. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению. Обратная связь предполагает: |
- | + | ||
*пожелания и предложения обучающихся, семьи, получаемые через отзывы, анкеты; | *пожелания и предложения обучающихся, семьи, получаемые через отзывы, анкеты; | ||
*поступление информации в образовательные учреждения от обучающихся, семьи, внешних партнёров; | *поступление информации в образовательные учреждения от обучающихся, семьи, внешних партнёров; | ||
- | *отзывы внешних экспертов. | + | *отзывы внешних экспертов. |
- | + | Мониторинг ЕТ может рассматриваться как обратная связь, так как с результатами анкетирования знакомятся педагогические работники, родители, которые вносят свои предложения по усовершенствованию функционирования системы. <br>'''2.''' '''внутренняя структура''' — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы» (В.Н. Попов). <br>Основными компонентами внутренней структуры системы профессиональной ориентации являются: | |
*целевая: обучающиеся 1 – 11-х классов; | *целевая: обучающиеся 1 – 11-х классов; | ||
*управляющая: координационный совет, педагогический совет, методическое объединений учителей технологии, межшкольный учебный комбинат; Программа «Единая на территории системная технология обеспечения профориентационным минимумом выпускников школ Ярославской области». | *управляющая: координационный совет, педагогический совет, методическое объединений учителей технологии, межшкольный учебный комбинат; Программа «Единая на территории системная технология обеспечения профориентационным минимумом выпускников школ Ярославской области». | ||
*управляемая: урочная и внеурочная деятельность, результаты мониторинга уровня готовности к профессиональному выбору; | *управляемая: урочная и внеурочная деятельность, результаты мониторинга уровня готовности к профессиональному выбору; | ||
- | *обеспечивающая: ресурсное обеспечение (кадры, нормативно-правовые документы, программно-методические, информационные материалы и т.д.). | + | *обеспечивающая: ресурсное обеспечение (кадры, нормативно-правовые документы, программно-методические, информационные материалы и т.д.). |
- | Шаг 1.Определение основных понятий системы. | + | Основные шаги по созданию системы в условиях локальности и ресурсного дефицита: <br>Шаг 1. Определение основных понятий системы. <br>Шаг 2. Определение концептуальных оснований для построения системы: целей, задач, принципов, функций, методов системы. <br>Шаг 3. Определение элементов, компонентов системы, их функций и взаимосвязей. <br>Шаг 4. Анализ и формулирование параметров выхода системы. <br>Шаг 5. Определение воздействия внешней среды на систему. <br>Шаг 6. Определение требований к ее входу. <br>Шаг 7. Анализ параметров канала обратной связи. <br>Шаг 8. Анализ параметров процесса в системе. <br>Шаг 9. Построение структуры системы. При построении структуры системы и организации функционирования следует учитывать, что все процессы непрерывны и взаимообусловлены. Система функционирует на основе противоречий, конкуренции, многообразия форм функционирования и развития способности системы к обучению. Сущность категории развития заключается в том, что каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие — это необратимое и направленное изменение системы. <br>Шаг 10. Анализ эффективности системы, ресурсов развития, возможности взаимодействия с другими системами. <br>Шаг 11. Анализ условий и факторов, необходимых для качественного функционирования и развития системы. Прогноз развития и изменения среды. <br>Шаг 12. Описание системы. Для более полного и качественного описания системы с целью повышения их эффективности следует анализировать все свойства систем, объединенные в четыре группы: <br>свойства, характеризующие сущность и сложность системы; <br>свойства, характеризующие связь системы с внешней средой; <br>свойства, характеризующие методологию целеполагания системы; <br>свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы. |
- | Шаг 2.Определение концептуальных оснований для построения системы: целей, задач, принципов, функций, методов системы. | + | |
- | Шаг 3.Определение элементов, компонентов системы, их функций и взаимосвязей. | + | |
- | Шаг 4.Анализ и формулирование параметров выхода системы. | + | |
- | Шаг 5.Определение воздействия внешней среды на систему. | + | |
- | Шаг 6.Определение требований к ее входу. | + | |
- | Шаг 7.Анализ параметров канала обратной связи. | + | |
- | Шаг 8.Анализ параметров процесса в системе. | + | |
- | Шаг 9.Построение структуры системы. При построении структуры системы и организации функционирования следует учитывать, что все процессы непрерывны и взаимообусловлены. Система функционирует на основе противоречий, конкуренции, многообразия форм функционирования и развития способности системы к обучению. Сущность категории развития заключается в том, что каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие — это необратимое и направленное изменение системы. | + | |
- | Шаг 10.Анализ эффективности системы, ресурсов развития, возможности взаимодействия с другими системами. | + | |
- | Шаг 11.Анализ условий и факторов, необходимых для качественного функционирования и развития системы. Прогноз развития и изменения среды. | + | |
- | Шаг 12.Описание системы. Для более полного и качественного описания системы с целью повышения их эффективности следует анализировать все свойства систем, объединенные в четыре группы: <br>свойства, характеризующие сущность и сложность системы; <br>свойства, характеризующие связь системы с внешней средой; <br>свойства, характеризующие методологию целеполагания системы; <br>свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы. | + | |
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" | ||
Строка 83: | Строка 71: | ||
| valign="top"|Куприянова Галина Валентиновна, к.п.н., заведующая кафедрой менеджмента образования ГОАУ ЯО ИРО. | | valign="top"|Куприянова Галина Валентиновна, к.п.н., заведующая кафедрой менеджмента образования ГОАУ ЯО ИРО. | ||
|} | |} | ||
- | + | [[Медиа: Белякова_ОП.7z|7z архив с материалами]] | |
+ | Перечень материалов, входящих в архив: | ||
+ | * Методическая разработка с приложениями | ||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Белякова Ольга Павловна | Муниципальное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат №2 Заволжского района г. Ярославля 150036, г. Ярославль, ул. Колышкина, д. 3. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Создание системы профессиональной ориентации школьников в условиях локальности микрорайона и ресурсного дефицита. |
2. Источник изменений | На основании Закона РФ «Об образовании» формирование социально-трудовой компетентности является одним из основных направлений федеральной и региональной политики в сфере образования. Новые требования, предъявляемые к выпускникам сегодня в стремительно меняющихся социально-экономических условиях, потребовали научно-обоснованной деятельности по осуществлению профессиональной ориентации школьников. |
3. Идея изменений | Проведение глубокой, многоплановой работы по профессиональному самоопределению школьников в условиях локальности и ресурсного дефицита через интеграцию кадровых, программно-методических, информационных, материально-технических ресурсов. |
4. Концепция изменений | Анализ ресурсных возможностей МУК и школ показал, что ресурсной базой одного образовательного учреждения (информационной, кадровой, программно-методической, юридической, материально-технической, финансовой и т.д.) невозможно предоставить обучающимся широкий спектр образовательных услуг (в рамках предпрофильной подготовки), тем самым удовлетворить их образовательные потребности. Для формирования социально-трудовой компетентности обучающихся в условиях локальности и ресурсного дефицита на базе МУК № 2 Заволжского района г. Ярославля создана система профессиональной ориентации посредством интеграции школ и межшкольного учебного комбината. |
5. Условия реализации изменений |
|
6. Результат изменений | Уровень сформированности социально-трудовой компетентности выше областных по всем критериям. |
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Система профессиональной ориентации, являясь подсистемой образовательного процесса, состоит из двух составляющих: внешнего окружения и внутренней структуры: 1. внешнее окружение (вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь), включает компоненты, поступающие в систему, к которым можно отнести: обучающихся 1 – 11-ых классов, педагогические кадры, нормативно-правовые документы, информацию. Выход системы – сформированная компетентность у выпускника в социально-трудовой сфере и обоснованный выбор профессии. Связь с внешней средой - компоненты инфраструктуры микрорайона, в котором находится система, социально-экономические условия региона, от которых напрямую зависит содержание урочной и внеурочной деятельности, профминимума. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению. Обратная связь предполагает:
Мониторинг ЕТ может рассматриваться как обратная связь, так как с результатами анкетирования знакомятся педагогические работники, родители, которые вносят свои предложения по усовершенствованию функционирования системы.
Основные шаги по созданию системы в условиях локальности и ресурсного дефицита: |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на федеральном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Куприянова Галина Валентиновна, к.п.н., заведующая кафедрой менеджмента образования ГОАУ ЯО ИРО. |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: