Технология подготовки и проведения лингвистических интеллектуально-познавательных игр для обучающихся 6 – 9 классов

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 12: Строка 12:
| valign="top"|Мельникова Екатерина Михайловна, Гапонова Жанна Константиновна, Каменская Татьяна Геннадьевна
| valign="top"|Мельникова Екатерина Михайловна, Гапонова Жанна Константиновна, Каменская Татьяна Геннадьевна
| valign="top"|Государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области Центр образования школьников «Олимп»  <br>150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а, а/я 687
| valign="top"|Государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области Центр образования школьников «Олимп»  <br>150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а, а/я 687
-
| valign="top"|Мельникова Е.М., Гапонова Ж.К. – педагоги дополнительного образования Центра, <br>
+
| valign="top"|Мельникова Е.М., Гапонова Ж.К. – педагоги дополнительного образования Центра, <br>Каменская Т.Г. – методист Центра
-
Каменская Т.Г. – методист Центра
+
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"
Строка 37: Строка 36:
|-
|-
| valign="top"|7.&nbsp;Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
| valign="top"|7.&nbsp;Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
-
| valign="top"|#Ж.К.Гапонова, Т.Г.Каменская. К вопросу о формировании языковой личности в школе (из опыта работы с учащимися). Сб.: Традиции и новаторство в развитии лингвистической и методической мысли: материалы Международной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР профессора В.А.Малаховского. – Самара: ПГСГА, 2010, с.140-144
+
| valign="top"|
 +
#Ж.К.Гапонова, Т.Г.Каменская. К вопросу о формировании языковой личности в школе (из опыта работы с учащимися). Сб.: Традиции и новаторство в развитии лингвистической и методической мысли: материалы Международной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР профессора В.А.Малаховского. – Самара: ПГСГА, 2010, с.140-144
#Гапонова Ж.К., Мельникова Е.М. «Лингвистический пентагон»: Инновационные формы подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку. Сб.: Лингвистика в современном мире// Материалы III Международной научно-практической конференции/ Под ред. Е.В.Шутовой. – М.: Издательство Перо, 2011, с. 87-91
#Гапонова Ж.К., Мельникова Е.М. «Лингвистический пентагон»: Инновационные формы подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку. Сб.: Лингвистика в современном мире// Материалы III Международной научно-практической конференции/ Под ред. Е.В.Шутовой. – М.: Издательство Перо, 2011, с. 87-91
|}
|}
Строка 43: Строка 43:
|<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center>
|<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center>
|-
|-
-
|Одним из приоритетных образовательных проектов Центра стал областной открытый Чемпионат интеллектуальных игр школьников «Команда года», существующий с 2005 года. <br>При подготовке к чемпионату проводится большая подготовительная работа: формируется нормативная база, создаются оргкомитет, методическая комиссия и жюри; ведётся работа с руководителями команд. Один из трудоёмких этапов – разработка конкурсных заданий и написание сценария игр. Лингвистический турнир «Юный языковед» для учащихся 6-7 классов представляет собой соединение нескольких конкурсных программ: это и «Что? Где? Когда?», и викторина, и отчасти олимпиада. Турнир представляет собой командное состязание, где основное количество заданий направлено на коллективный поиск решения за ограниченное количество времени. Включаются в турнир и задания творческого характера, чаще это домашнее задание (например, традиционно команды готовят представление, похвальное слово русскому языку, придумывают лингвистические загадки, сказки для соперников, рекламируют лингвистические словари и др.).  
+
|Одним из приоритетных образовательных проектов Центра стал областной открытый Чемпионат интеллектуальных игр школьников «Команда года», существующий с 2005 года. <br>При подготовке к чемпионату проводится большая подготовительная работа: формируется нормативная база, создаются оргкомитет, методическая комиссия и жюри; ведётся работа с руководителями команд. Один из трудоёмких этапов – разработка конкурсных заданий и написание сценария игр. Лингвистический турнир «Юный языковед» для учащихся 6-7 классов представляет собой соединение нескольких конкурсных программ: это и «Что? Где? Когда?», и викторина, и отчасти олимпиада. Турнир представляет собой командное состязание, где основное количество заданий направлено на коллективный поиск решения за ограниченное количество времени. Включаются в турнир и задания творческого характера, чаще это домашнее задание (например, традиционно команды готовят представление, похвальное слово русскому языку, придумывают лингвистические загадки, сказки для соперников, рекламируют лингвистические словари и др.). <br>Для старших школьников (8-9 класс) была выбрана более зрелая форма интеллектуальной игры – лингвистический бой, который базируется на преемственности и усложнении. Схематически технология игры может быть выражена следующим образом: <br>I. Подготовительная часть/решение задач: этап продуктивного мышления. II. Зрелищная часть/конкурс капитанов-раунды игры-смены ролей (оппонент-докладчик).На протяжении всех этапов игры ученики вовлечены в активный мыслительный и коммуникативный процесс. «Изюминкой» лингвистического боя являются задачи, предъявляемые для решения школьникам. Авторы-составители подбирают задачи из разных областей языкознания, чтобы дать возможность выбора школьникам и при этом расширить круг их интересов и знаний. На подготовительном этапе от участников  требуется грамотно, четко и доказательно сформулировать своё решение задачи, спланировать стратегию защиты своей позиции, предусмотреть возможные слабые стороны своего доклада и соответственно те вопросы, которые могут возникнуть у оппонента. Зрелищная часть предполагает непосредственное общение соперников, выполняющих поочерёдно роли докладчиков и оппонентов. На этом этапе участники демонстрируют навыки устной монологической и диалогической речи: умение слушать и слышать, критически оценивать полученную информацию, корректно формулировать вопросы, правильно, доказательно и эмоционально вести диалог.
-
Для старших школьников (8-9 класс) была выбрана более зрелая форма интеллектуальной игры – лингвистический бой, который базируется на преемственности и усложнении. Схематически технология игры может быть выражена следующим образом:
+
-
I. Подготовительная часть/решение задач: этап продуктивного мышления.  
+
-
II. Зрелищная часть/конкурс капитанов-раунды игры-смены ролей (оппонент-докладчик).
+
-
На протяжении всех этапов игры ученики вовлечены в активный мыслительный и коммуникативный процесс. «Изюминкой» лингвистического боя являются задачи, предъявляемые для решения школьникам. Авторы-составители подбирают задачи из разных областей языкознания, чтобы дать возможность выбора школьникам и при этом расширить круг их интересов и знаний. На подготовительном этапе от участников  требуется грамотно, четко и доказательно сформулировать своё решение задачи, спланировать стратегию защиты своей позиции, предусмотреть возможные слабые стороны своего доклада и соответственно те вопросы, которые могут возникнуть у оппонента. Зрелищная часть предполагает непосредственное общение соперников, выполняющих поочерёдно роли докладчиков и оппонентов. На этом этапе участники демонстрируют навыки устной монологической и диалогической речи: умение слушать и слышать, критически оценивать полученную информацию, корректно формулировать вопросы, правильно, доказательно и эмоционально вести диалог.
+
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"
Строка 57: Строка 53:
|-
|-
| valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
-
| valign="top"|Хабатилова Лариса Витальевна <br>Конт. телефон: (8-4852) 30-31-06
+
| valign="top"|Хабатилова Лариса Витальевна <br>Конт. телефон: (8-4852) 30-31-06 <br>Адрес: 150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а. <br>olimp@olimp.edu.yar.ru
-
Адрес: 150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а.
+
-
olimp@olimp.edu.yar.ru
+
|}
|}
Материалы находятся в образовательном учреждении.
Материалы находятся в образовательном учреждении.
Строка 67: Строка 61:
[[Категория: ГУ ДОД ЯО Центр образования школьников «Олимп»]]  
[[Категория: ГУ ДОД ЯО Центр образования школьников «Олимп»]]  
[[Категория: Дополнительное образование]]
[[Категория: Дополнительное образование]]
 +
[[Категория: Государственное образовательное учреждение]]
[[Категория: Прочее направление работы]]
[[Категория: Прочее направление работы]]
[[Категория: Описание методики, технологии]]
[[Категория: Описание методики, технологии]]

Текущая версия на 12:32, 1 ноября 2011

Технология подготовки и проведения лингвистических интеллектуально-познавательных игр для обучающихся 6 – 9 классов с целью выявления и поддержки обучающихся, проявляющих способности в гуманитарной области

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Мельникова Екатерина Михайловна, Гапонова Жанна Константиновна, Каменская Татьяна Геннадьевна Государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области Центр образования школьников «Олимп»
150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а, а/я 687
Мельникова Е.М., Гапонова Ж.К. – педагоги дополнительного образования Центра,
Каменская Т.Г. – методист Центра
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Технология подготовки и проведения лингвистических интеллектуально-познавательных игр для обучающихся 6 – 9 классов с целью выявления и поддержки обучающихся, проявляющих способности в гуманитарной области.
2. Источник изменений Известно, что такие предметы, как русский язык не вызывают особенного интереса, потому что сопряжены с кропотливой и трудоёмкой работой по освоению правил, закономерностей, исключений, чтением текстов и т.д. Решить проблему формирования интереса к познанию и в целом оказать влияние на формирование личности помогут активные формы организации деятельности обучающихся.
3. Идея изменений Вовлечение учащихся в современные формы научно-исследовательской деятельности, интеллектуально-познавательные игры способствует выявлению и поддержке обучающихся, проявляющих способности в гуманитарной области.
4. Концепция изменений Для поддержки обучающихся в овладении и совершенствовании знаний и умений, связанных с родным языком и родной речью группой педагогов организован областной открытый Чемпионат интеллектуальных игр школьников «Команда года», включающий лингвистические турниры «Юный языковед» (6-7 классы), лингвистические бои (8-9 классы).
5. Условия реализации изменений Интеграция основного и дополнительного образования.
Компетентности педагогических работников в области методики и практики подготовки и проведения интеллектуальных программ.
6. Результат изменений Интеллектуально-познавательные игры способствуют ранней профессиональной ориентации школьников; участники лингвистических турниров и боёв занимают призовые места на гуманитарных олимпиадах различного уровня, продолжают обучение по профилю русской и иностранной филологии в ЯГПУ имени К.Д.Ушинского.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
  1. Ж.К.Гапонова, Т.Г.Каменская. К вопросу о формировании языковой личности в школе (из опыта работы с учащимися). Сб.: Традиции и новаторство в развитии лингвистической и методической мысли: материалы Международной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР профессора В.А.Малаховского. – Самара: ПГСГА, 2010, с.140-144
  2. Гапонова Ж.К., Мельникова Е.М. «Лингвистический пентагон»: Инновационные формы подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку. Сб.: Лингвистика в современном мире// Материалы III Международной научно-практической конференции/ Под ред. Е.В.Шутовой. – М.: Издательство Перо, 2011, с. 87-91
III. Описание инновационного опыта учителя
Одним из приоритетных образовательных проектов Центра стал областной открытый Чемпионат интеллектуальных игр школьников «Команда года», существующий с 2005 года.
При подготовке к чемпионату проводится большая подготовительная работа: формируется нормативная база, создаются оргкомитет, методическая комиссия и жюри; ведётся работа с руководителями команд. Один из трудоёмких этапов – разработка конкурсных заданий и написание сценария игр. Лингвистический турнир «Юный языковед» для учащихся 6-7 классов представляет собой соединение нескольких конкурсных программ: это и «Что? Где? Когда?», и викторина, и отчасти олимпиада. Турнир представляет собой командное состязание, где основное количество заданий направлено на коллективный поиск решения за ограниченное количество времени. Включаются в турнир и задания творческого характера, чаще это домашнее задание (например, традиционно команды готовят представление, похвальное слово русскому языку, придумывают лингвистические загадки, сказки для соперников, рекламируют лингвистические словари и др.).
Для старших школьников (8-9 класс) была выбрана более зрелая форма интеллектуальной игры – лингвистический бой, который базируется на преемственности и усложнении. Схематически технология игры может быть выражена следующим образом:
I. Подготовительная часть/решение задач: этап продуктивного мышления. II. Зрелищная часть/конкурс капитанов-раунды игры-смены ролей (оппонент-докладчик).На протяжении всех этапов игры ученики вовлечены в активный мыслительный и коммуникативный процесс. «Изюминкой» лингвистического боя являются задачи, предъявляемые для решения школьникам. Авторы-составители подбирают задачи из разных областей языкознания, чтобы дать возможность выбора школьникам и при этом расширить круг их интересов и знаний. На подготовительном этапе от участников требуется грамотно, четко и доказательно сформулировать своё решение задачи, спланировать стратегию защиты своей позиции, предусмотреть возможные слабые стороны своего доклада и соответственно те вопросы, которые могут возникнуть у оппонента. Зрелищная часть предполагает непосредственное общение соперников, выполняющих поочерёдно роли докладчиков и оппонентов. На этом этапе участники демонстрируют навыки устной монологической и диалогической речи: умение слушать и слышать, критически оценивать полученную информацию, корректно формулировать вопросы, правильно, доказательно и эмоционально вести диалог.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на районном, региональном, межрегиональном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Хабатилова Лариса Витальевна
Конт. телефон: (8-4852) 30-31-06
Адрес: 150000, г. Ярославль, Мукомольный пер., 4а.
olimp@olimp.edu.yar.ru

Материалы находятся в образовательном учреждении.

Личные инструменты