Naumova (Обсуждение | вклад) |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 40: | Строка 40: | ||
|<center>'''III. Описание опыта'''</center> | |<center>'''III. Описание опыта'''</center> | ||
|- | |- | ||
- | |В работе «Внутрипредметные связи раздела «Электродинамика» с другими разделами курса Физики 10-11 классов общеобразовательной школы» весь учебный материал группируется вокруг составляющих «Основы электродинамики»: электростатика, постоянный ток, электромагнетизм, электромагнитные колебания и волны, т.к. это основные вопросы в процессе изучения физики. Так в разделе «Гармонические колебания и волны» выделяются задачи второй группы о математических маятниках в однородном электрическом поле. В разделе «Строение вещества: молекулярная физика, диэлектрики, магнетики» предлагаются задачи, решение которых связано с основами молекулярной физики, с электрическими и магнитными свойствами вещества, определением магнитной проницаемости вещества и т. д. Непосредственная связь между отдельными понятиями электродинамики прослеживается в шести разделах (механика, строение вещества, свет-как электромагнитная волна, теория относительности, квантовая физика, элементарные частицы) и 16 темах. <br>Внутри темы все задачи делятся на три уровня, располагаясь по возрастающей сложности. Каждому ученику предоставлена возможность проявить себя на уровне своего развития | + | |В работе «Внутрипредметные связи раздела «Электродинамика» с другими разделами курса Физики 10-11 классов общеобразовательной школы» весь учебный материал группируется вокруг составляющих «Основы электродинамики»: электростатика, постоянный ток, электромагнетизм, электромагнитные колебания и волны, т.к. это основные вопросы в процессе изучения физики. Так в разделе «Гармонические колебания и волны» выделяются задачи второй группы о математических маятниках в однородном электрическом поле. В разделе «Строение вещества: молекулярная физика, диэлектрики, магнетики» предлагаются задачи, решение которых связано с основами молекулярной физики, с электрическими и магнитными свойствами вещества, определением магнитной проницаемости вещества и т. д. Непосредственная связь между отдельными понятиями электродинамики прослеживается в шести разделах (механика, строение вещества, свет-как электромагнитная волна, теория относительности, квантовая физика, элементарные частицы) и 16 темах. <br>Внутри темы все задачи делятся на три уровня, располагаясь по возрастающей сложности. Каждому ученику предоставлена возможность проявить себя на уровне своего развития (обучающиеся перед уроком сами выбирают уровневые задачи). Содержание задач первого уровня представляет собой базовый учебный материал. Здесь имеются задания, предлагающие использование основных понятий, формул, законов и направлены на усвоение на уровне воспроизведения. Второй уровень (средний по трудности) состоит из более сложных заданий. В содержание входит базовый и логически дополняющий его добавочный материал, требующий самостоятельного анализа фактов и явлений. Здесь задачи, решение которых возможно при использовании двух- трёх формул. <br>Третий уровень содержит задания, требующие от обучающегося самостоятельного поиска, глубокого понятия материала, умения обобщать полученные ранее знания и умения производить оценку физической величины. <br>Эти задачи направлены на расширение физического кругозора обучающихся. <br>Сама организация учебного процесса представляет не урок, а блок уроков (тщательно прорабатывается теория вопроса, затем обучающиеся переходят к практикуму по решению задач), объединённых единой целью:обрести способность самостоятельно мыслить. На занятиях обучающиеся сами выбирают вариант задания, в соответствии со своими возможностями и способностями, это вырабатывает у них критический подход к оценке своих возможностей. В результате закладывается желание и умение учить себя самостоятельно (умение отделять известное от неизвестного). На практикуме обучающиеся имеют право на консультацию (при этом отметка за решение не снижается), внутригрупповое взаимодействие при решении задач (здесь формируются такие ценности, как самостоятельность суждений, критичность к своим суждениям и чужим, инициативность,индивидуальные действия контроля и оценки). <br> Последующий этап учебного процесса – 1.тематический контроль (вопросы от 1до 33,35) для повторения и обобщения материала (вопросы располагаются на стенде на начало изучения темы), который проверяется учителем (можно использовать консультантов по предмету); 2.заполнение обобщающих таблиц (они включают такие графы: 1. явление,2. Объект, 3 средства описания/модель,понятия, законы, 4. следствие, 5 опытная проверка, 6. применение), помогающие ученикам углублять и обобщать знания. <br>Учителем разработаны дифференцированные контрольные работы (I, II, III уровень) по каждому разделу, составленные в соответствии с существующими программами (глава III). В текстах контрольных работ содержится несколько заданий, проверяющих умения применять основные формулы и использовать известные свойства физических величин при решении задач для объяснения физических явлений. Задача учителя заключается в том, чтобы подобрать именно те задания, которые в наибольшей мере соответствуют подготовке обучающихся. <br>В работе имеется приложение «Проблемные экспериментальные задания по основам электродинамики». |
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" | ||
Строка 50: | Строка 50: | ||
| valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | | valign="top"|Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | ||
| valign="top"|Александр Николаевич Майоров, кандидат физико-математических наук, доцент ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. | | valign="top"|Александр Николаевич Майоров, кандидат физико-математических наук, доцент ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
|} | |} | ||
Строка 62: | Строка 57: | ||
- | [[Категория: Пречистинская средняя общеобразовательная школа]] | + | [[Категория: Пречистинская средняя общеобразовательная школа Первомайского МР]] |
[[Категория: Основное общее образование]] | [[Категория: Основное общее образование]] | ||
[[Категория: Прочее направление работы]] | [[Категория: Прочее направление работы]] |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Петухова Татьяна Борисовна | Муниципальное образовательное учреждение Пречистинская средняя общеобразовательная школа Первомайского МР 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, ул. Ярославская д.86а | Учитель физики |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Внутрипредметные связи раздела «Электродинамика» с другими разделами курса Физики 10-11 классов общеобразовательной школы |
2. Источник изменений | Явления, связанные с электромагнетизмом широко проявляются в жизни и технике, пронизывают весь окружающий мир и включение задач, содержащих законы электромагнетизма в др. разделы физики, является очень важным. Это помогает обучающимся понять единство физики как науки, изучающей природу. Это – хорошее повторение традиционно трудных законов электродинамики для обучающихся. В школьных пособиях недостаточно задач, объединяющих различные разделы физики, что затрудняет работу при формировании единой картины мира. И основная задача- рассмотрение электродинамики в примерах и задачах, как связующего звена при изучении физики. |
3. Идея изменений | Использование принципа интеграции отдельных разделов физики при подборе задач для формирования целостной системы физических знаний. |
4. Концепция изменений | Установление связей раздела «Электродинамика» с другими разделами физики с одновременным применением дифференцированного подхода в обучении способствует самостоятельному конструированию знаний обучающимися, формирует умения формулировать и решать проблему. Учителем собран дидактический материал: задачи (распределены по уровням сложности), тематический контроль(вопросы от 1 до 33,35) для повторения и обобщения материала, обобщающие таблицы, помогающие ученикам углублять и обобщать знания, дифференцированные контрольные работы по каждому разделу (11), приложение «Проблемные экспериментальные задания по основам электродинамики. |
5. Условия реализации изменений | Материально – техническая база, дидактические материалы. |
6. Результат изменений | Увеличение числа выпускников, выбирающих при поступлении в ВУЗ специальность, связанную с физикой, рост мотивации при изучении предмета, активное участие обучающихся в школьных, муниципальных (рост числа призёров) и региональных олимпиадах по физике. Активизация самостоятельной деятельности обучающихся. Увеличение числа выпускников, сдающих ЕГЭ, рост среднего балла по ЕГЭ. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
В работе «Внутрипредметные связи раздела «Электродинамика» с другими разделами курса Физики 10-11 классов общеобразовательной школы» весь учебный материал группируется вокруг составляющих «Основы электродинамики»: электростатика, постоянный ток, электромагнетизм, электромагнитные колебания и волны, т.к. это основные вопросы в процессе изучения физики. Так в разделе «Гармонические колебания и волны» выделяются задачи второй группы о математических маятниках в однородном электрическом поле. В разделе «Строение вещества: молекулярная физика, диэлектрики, магнетики» предлагаются задачи, решение которых связано с основами молекулярной физики, с электрическими и магнитными свойствами вещества, определением магнитной проницаемости вещества и т. д. Непосредственная связь между отдельными понятиями электродинамики прослеживается в шести разделах (механика, строение вещества, свет-как электромагнитная волна, теория относительности, квантовая физика, элементарные частицы) и 16 темах. Внутри темы все задачи делятся на три уровня, располагаясь по возрастающей сложности. Каждому ученику предоставлена возможность проявить себя на уровне своего развития (обучающиеся перед уроком сами выбирают уровневые задачи). Содержание задач первого уровня представляет собой базовый учебный материал. Здесь имеются задания, предлагающие использование основных понятий, формул, законов и направлены на усвоение на уровне воспроизведения. Второй уровень (средний по трудности) состоит из более сложных заданий. В содержание входит базовый и логически дополняющий его добавочный материал, требующий самостоятельного анализа фактов и явлений. Здесь задачи, решение которых возможно при использовании двух- трёх формул. Третий уровень содержит задания, требующие от обучающегося самостоятельного поиска, глубокого понятия материала, умения обобщать полученные ранее знания и умения производить оценку физической величины. Эти задачи направлены на расширение физического кругозора обучающихся. Сама организация учебного процесса представляет не урок, а блок уроков (тщательно прорабатывается теория вопроса, затем обучающиеся переходят к практикуму по решению задач), объединённых единой целью:обрести способность самостоятельно мыслить. На занятиях обучающиеся сами выбирают вариант задания, в соответствии со своими возможностями и способностями, это вырабатывает у них критический подход к оценке своих возможностей. В результате закладывается желание и умение учить себя самостоятельно (умение отделять известное от неизвестного). На практикуме обучающиеся имеют право на консультацию (при этом отметка за решение не снижается), внутригрупповое взаимодействие при решении задач (здесь формируются такие ценности, как самостоятельность суждений, критичность к своим суждениям и чужим, инициативность,индивидуальные действия контроля и оценки). Последующий этап учебного процесса – 1.тематический контроль (вопросы от 1до 33,35) для повторения и обобщения материала (вопросы располагаются на стенде на начало изучения темы), который проверяется учителем (можно использовать консультантов по предмету); 2.заполнение обобщающих таблиц (они включают такие графы: 1. явление,2. Объект, 3 средства описания/модель,понятия, законы, 4. следствие, 5 опытная проверка, 6. применение), помогающие ученикам углублять и обобщать знания. Учителем разработаны дифференцированные контрольные работы (I, II, III уровень) по каждому разделу, составленные в соответствии с существующими программами (глава III). В текстах контрольных работ содержится несколько заданий, проверяющих умения применять основные формулы и использовать известные свойства физических величин при решении задач для объяснения физических явлений. Задача учителя заключается в том, чтобы подобрать именно те задания, которые в наибольшей мере соответствуют подготовке обучающихся. В работе имеется приложение «Проблемные экспериментальные задания по основам электродинамики». |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Александр Николаевич Майоров, кандидат физико-математических наук, доцент ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. |
Материалы находятся в образовательном учреждении