Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
(9 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|Синягина Светлана Альбертовна | | valign="top"|Синягина Светлана Альбертовна | ||
- | | valign="top"| | + | | valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Тутаева, <br>152300 Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Моторостоителей, д. 54. |
| valign="top"|Учитель русского языка и литературы | | valign="top"|Учитель русского языка и литературы | ||
|} | |} | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
|<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center> | |<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center> | ||
|- | |- | ||
- | |Проектная деятельность по изучению поэзии родного края является наиболее интересной и результативной формой индивидуальной работы с обучающимися, в ходе которой происходит формирование исследовательских компетенций: умение работать с информацией (статьями из газет «Берега», «Моторостроитель», каталогом «Литературное краеведение» в библиотеке); обращение к различным источникам данных и их использование (воспоминания современников поэтов, стихотворения поэтов); использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности (в работе с документами, письмами, фотографиями); расширение коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций. | + | |Проектная деятельность по изучению поэзии родного края является наиболее интересной и результативной формой индивидуальной работы с обучающимися, в ходе которой происходит формирование исследовательских компетенций: умение работать с информацией (статьями из газет «Берега», «Моторостроитель», каталогом «Литературное краеведение» в библиотеке); обращение к различным источникам данных и их использование (воспоминания современников поэтов, стихотворения поэтов); использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности (в работе с документами, письмами, фотографиями); расширение коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций. <br>Современная поэзия родного края дает огромный материал для исследований учащихся. Темы исследований разрабатывают учитель и ученик совместно. Для того чтобы работа ученика носила исследовательский характер, подбираются темы, по которым недостаточно материалов. Как правило, все темы по современной поэзии родного края - это никем не разработанные, но достаточно доступные школьникам для поисковой и исследовательской работы. <br>На уроках в старших классах используются как традиционные методов работы, так и проблемно-поисковые и исследовательские: раунды перекрестных вопросов по биографии поэтов; викторина с творческими заданиями; сопоставительный анализ, позволяющий определить традиционное и новаторское в творчестве поэтов-современников; стилистический эксперимент, дающий углубленный лексический анализ стихотворения; дискуссия «Литературная параллель», позволяющая исследовать творчество поэтов разных эпох; моделирование собственных текстов по образцу (работа с опорными словами, заданным началом и т.д.); конференция- презентация самостоятельно прочитанного поэтического произведения; метод проекта. На уроке педагог ставит не столько образовательные цели, сколько воспитательные, позволяющие и формировать читательскую квалификацию, и воспитывать духовно развитую личность, гражданина своей страны. Предмет становится более близким учащимся, более интересным и доступным, так как раскрывает большие возможности для творческого развития личности ученика. <br>Использование краеведческого материала на уроках литературы усиливает воспитательную направленность обучения, позволяет продолжить работу по целенаправленному формированию духовно- нравственных и патриотических качеств личности: гордость за родной край и свою страну, за своих талантливых земляков, уважение к истории своей страны и к людям, развитие духовно- нравственных ценностей личности. |
- | Современная поэзия родного края дает огромный материал для исследований учащихся. Темы исследований разрабатывают учитель и ученик совместно. Для того чтобы работа ученика носила исследовательский характер, подбираются темы, по которым недостаточно материалов. Как правило, все темы по современной поэзии родного края - это никем не разработанные, но достаточно доступные школьникам для поисковой и исследовательской работы. | + | |
- | На уроках в старших классах используются как традиционные методов работы, так и проблемно-поисковые и исследовательские: раунды перекрестных вопросов по биографии поэтов; викторина с творческими заданиями; сопоставительный анализ, позволяющий определить традиционное и новаторское в творчестве поэтов-современников; стилистический эксперимент, дающий углубленный лексический анализ стихотворения; дискуссия «Литературная параллель», позволяющая исследовать творчество поэтов разных эпох; моделирование собственных текстов по образцу (работа с опорными словами, заданным началом и т.д.); конференция- презентация самостоятельно прочитанного поэтического произведения; метод проекта. | + | |
- | На уроке педагог ставит не столько образовательные цели, сколько воспитательные, позволяющие и формировать читательскую квалификацию, и воспитывать духовно развитую личность, гражданина своей страны. Предмет становится более близким учащимся, более интересным и доступным, так как раскрывает большие возможности для творческого развития личности ученика. | + | |
- | Использование краеведческого материала на уроках литературы усиливает воспитательную направленность обучения, позволяет продолжить работу по целенаправленному формированию духовно- нравственных и патриотических качеств личности: гордость за родной край и свою страну, за своих талантливых земляков, уважение к истории своей страны и к людям, развитие духовно- нравственных ценностей личности. | + | |
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" | ||
Строка 60: | Строка 56: | ||
| valign="top"| Голованова Наталья Дмитриевна, кандидат филологических наук. | | valign="top"| Голованова Наталья Дмитриевна, кандидат филологических наук. | ||
|} | |} | ||
- | + | Материалы представленного опыта находятся в ГОАУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр" <br>Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 418<br>Тел.: 8(4852) 21-85-75 | |
- | + | ||
- | + | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория: Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Тутаева]] |
[[Категория: Основное общее образование]] | [[Категория: Основное общее образование]] | ||
[[Категория: Предпрофильное, профильное обучение]] | [[Категория: Предпрофильное, профильное обучение]] |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Синягина Светлана Альбертовна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Тутаева, 152300 Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Моторостоителей, д. 54. | Учитель русского языка и литературы |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Использование исследовательских методов на уроке литературы в старших классах и элективном учебном предмете (Из опыта работы с современной поэзией Тутаевского края). |
2. Источник изменений | Одной из задач современного образования является формирование нравственной сферы чувств подрастающего поколения, их культурного уровня и духовного развития через приобщение детей к родным истокам. В то же время в курсе современной литературы (11 класс) отсутствует краеведческий материал. Возникает необходимость поиска, систематизации, анализа информации, что способствует расширению исследовательских возможностей обучающихся. |
3. Идея изменений | Одной из задач современного образования является формирование нравственной сферы чувств подрастающего поколения, их культурного уровня и духовного развития через приобщение детей к родным истокам. В то же время в курсе современной литературы (11 класс) отсутствует краеведческий материал. Возникает необходимость поиска, систематизации, анализа информации, что способствует расширению исследовательских возможностей обучающихся. |
4. Концепция изменений | Организация исследовательской деятельности обучающихся способствует развитию образного и аналитического мышления, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Работа с краеведческими материалами позволяет сформировать общее представление об историко-литературном процессе, совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности. Учителем создана программа элективного учебного предмета «Литературное краеведение», разработана система уроков по современной поэзии родного края в старших классах «Современная поэзия Тутаевского края». |
5. Условия реализации изменений | Высокая личностная заинтересованность педагога в развитии данной тематики для своего района. Наличие материально-технической и методической базы для исследовательской деятельности с обучающимися. |
6. Результат изменений | Активное участие школьников в научно-практических конференциях районного, регионального и Всероссийского уровней: «Отечество», «Филологические чтения», «Открытие», «Наука. Техника. Искусство». Активизация исследовательской деятельности обучающихся 5-11 классов. |
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
Проектная деятельность по изучению поэзии родного края является наиболее интересной и результативной формой индивидуальной работы с обучающимися, в ходе которой происходит формирование исследовательских компетенций: умение работать с информацией (статьями из газет «Берега», «Моторостроитель», каталогом «Литературное краеведение» в библиотеке); обращение к различным источникам данных и их использование (воспоминания современников поэтов, стихотворения поэтов); использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности (в работе с документами, письмами, фотографиями); расширение коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций. Современная поэзия родного края дает огромный материал для исследований учащихся. Темы исследований разрабатывают учитель и ученик совместно. Для того чтобы работа ученика носила исследовательский характер, подбираются темы, по которым недостаточно материалов. Как правило, все темы по современной поэзии родного края - это никем не разработанные, но достаточно доступные школьникам для поисковой и исследовательской работы. На уроках в старших классах используются как традиционные методов работы, так и проблемно-поисковые и исследовательские: раунды перекрестных вопросов по биографии поэтов; викторина с творческими заданиями; сопоставительный анализ, позволяющий определить традиционное и новаторское в творчестве поэтов-современников; стилистический эксперимент, дающий углубленный лексический анализ стихотворения; дискуссия «Литературная параллель», позволяющая исследовать творчество поэтов разных эпох; моделирование собственных текстов по образцу (работа с опорными словами, заданным началом и т.д.); конференция- презентация самостоятельно прочитанного поэтического произведения; метод проекта. На уроке педагог ставит не столько образовательные цели, сколько воспитательные, позволяющие и формировать читательскую квалификацию, и воспитывать духовно развитую личность, гражданина своей страны. Предмет становится более близким учащимся, более интересным и доступным, так как раскрывает большие возможности для творческого развития личности ученика. Использование краеведческого материала на уроках литературы усиливает воспитательную направленность обучения, позволяет продолжить работу по целенаправленному формированию духовно- нравственных и патриотических качеств личности: гордость за родной край и свою страну, за своих талантливых земляков, уважение к истории своей страны и к людям, развитие духовно- нравственных ценностей личности. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Голованова Наталья Дмитриевна, кандидат филологических наук. |
Материалы представленного опыта находятся в ГОАУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 418
Тел.: 8(4852) 21-85-75