Использование исследовательских методов на уроке литературы в старших классах и элективном учебном предмете

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 11: Строка 11:
|-  
|-  
| valign="top"|Синягина Светлана Альбертовна
| valign="top"|Синягина Светлана Альбертовна
-
| valign="top"|МОУ СОШ №6, 152300 Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Моторостоителей, д. 54
+
| valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Тутаева, <br>152300 Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Моторостоителей, д. 54.
| valign="top"|Учитель русского языка и литературы
| valign="top"|Учитель русского языка и литературы
|}
|}
Строка 44: Строка 44:
|<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center>
|<center>'''III. Описание инновационного опыта учителя'''</center>
|-
|-
-
|Проектная деятельность по изучению поэзии родного края является наиболее интересной  и результативной формой индивидуальной работы с обучающимися, в ходе которой происходит формирование исследовательских компетенций: умение работать с информацией (статьями из газет «Берега», «Моторостроитель», каталогом «Литературное краеведение» в      библиотеке); обращение к различным источникам данных и их использование      (воспоминания современников поэтов, стихотворения поэтов); использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности (в работе с документами, письмами, фотографиями); расширение коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.
+
|Проектная деятельность по изучению поэзии родного края является наиболее интересной  и результативной формой индивидуальной работы с обучающимися, в ходе которой происходит формирование исследовательских компетенций: умение работать с информацией (статьями из газет «Берега», «Моторостроитель», каталогом «Литературное краеведение» в      библиотеке); обращение к различным источникам данных и их использование      (воспоминания современников поэтов, стихотворения поэтов); использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности (в работе с документами, письмами, фотографиями); расширение коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций. <br>Современная поэзия родного края дает огромный материал для исследований учащихся. Темы исследований разрабатывают учитель и ученик совместно. Для того чтобы работа ученика носила исследовательский характер, подбираются темы, по которым недостаточно материалов. Как правило, все темы по современной поэзии родного края - это никем не разработанные, но достаточно доступные школьникам для поисковой и исследовательской работы. <br>На уроках в старших классах используются как традиционные методов работы, так и проблемно-поисковые и исследовательские: раунды перекрестных вопросов по биографии поэтов; викторина с творческими заданиями; сопоставительный анализ, позволяющий определить традиционное и новаторское в творчестве поэтов-современников; стилистический эксперимент, дающий углубленный лексический анализ стихотворения; дискуссия «Литературная параллель», позволяющая исследовать творчество поэтов разных эпох; моделирование собственных текстов по образцу (работа с опорными словами, заданным началом и т.д.); конференция- презентация самостоятельно прочитанного поэтического произведения; метод проекта. На уроке педагог ставит не столько образовательные цели, сколько воспитательные, позволяющие и формировать читательскую квалификацию, и воспитывать духовно развитую личность, гражданина своей страны. Предмет  становится более близким учащимся, более интересным и доступным, так как  раскрывает большие возможности для творческого развития личности ученика. <br>Использование краеведческого материала на уроках литературы усиливает воспитательную направленность обучения, позволяет продолжить работу по целенаправленному формированию духовно- нравственных и патриотических качеств личности: гордость за родной край и свою страну, за своих талантливых земляков, уважение к истории своей страны и к людям, развитие духовно- нравственных ценностей личности.
-
Современная поэзия родного края дает огромный материал для исследований учащихся. Темы исследований разрабатывают учитель и ученик совместно. Для того чтобы работа ученика носила исследовательский характер, подбираются темы, по которым недостаточно материалов. Как правило, все темы по современной поэзии родного края - это никем не разработанные, но достаточно доступные школьникам для поисковой и исследовательской работы.
+
-
На уроках в старших классах используются как традиционные методов работы, так и проблемно-поисковые и исследовательские: раунды перекрестных вопросов по биографии поэтов; викторина с творческими заданиями; сопоставительный анализ, позволяющий определить традиционное и новаторское в творчестве поэтов-современников; стилистический эксперимент, дающий углубленный лексический анализ стихотворения; дискуссия «Литературная параллель», позволяющая исследовать творчество поэтов разных эпох; моделирование собственных текстов по образцу (работа с опорными словами, заданным началом и т.д.); конференция- презентация самостоятельно прочитанного поэтического произведения; метод проекта.
+
-
На уроке педагог ставит не столько образовательные цели, сколько воспитательные, позволяющие и формировать читательскую квалификацию, и воспитывать духовно развитую личность, гражданина своей страны. Предмет  становится более близким учащимся, более интересным и доступным, так как  раскрывает большие возможности для творческого развития личности ученика.
+
-
Использование краеведческого материала на уроках литературы усиливает воспитательную направленность обучения, позволяет продолжить работу по целенаправленному формированию духовно- нравственных и патриотических качеств личности: гордость за родной край и свою страну, за своих талантливых земляков, уважение к истории своей страны и к людям, развитие духовно- нравственных ценностей личности.
+
|}
|}
{|border="1" width="100%"
{|border="1" width="100%"
Строка 60: Строка 56:
| valign="top"| Голованова Наталья Дмитриевна, кандидат филологических наук.
| valign="top"| Голованова Наталья Дмитриевна, кандидат филологических наук.
|}
|}
-
[[Медиа: Синягина_СА.7z|7z архив с материалами]]
+
Материалы представленного опыта находятся в ГОАУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр" <br>Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 418<br>Тел.: 8(4852) 21-85-75
-
Перечень материалов, входящих в архив:
+
-
* Методическая разработка
+
-
[[Категория: МОУ СОШ №6]]  
+
[[Категория: Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Тутаева]]  
[[Категория: Основное общее образование]]
[[Категория: Основное общее образование]]
[[Категория: Предпрофильное, профильное обучение]]
[[Категория: Предпрофильное, профильное обучение]]

Текущая версия на 08:26, 9 апреля 2014

Использование исследовательских методов на уроке литературы в старших классах и элективном учебном предмете (Из опыта работы с современной поэзией Тутаевского края)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Синягина Светлана Альбертовна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Тутаева,
152300 Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Моторостоителей, д. 54.
Учитель русского языка и литературы
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Использование исследовательских методов на уроке литературы в старших классах и элективном учебном предмете (Из опыта работы с современной поэзией Тутаевского края).
2. Источник изменений Одной из задач современного образования является формирование нравственной сферы чувств подрастающего поколения, их культурного уровня и духовного развития через приобщение детей к родным истокам. В то же время в курсе современной литературы (11 класс) отсутствует краеведческий материал. Возникает необходимость поиска, систематизации, анализа информации, что способствует расширению исследовательских возможностей обучающихся.
3. Идея изменений Одной из задач современного образования является формирование нравственной сферы чувств подрастающего поколения, их культурного уровня и духовного развития через приобщение детей к родным истокам. В то же время в курсе современной литературы (11 класс) отсутствует краеведческий материал. Возникает необходимость поиска, систематизации, анализа информации, что способствует расширению исследовательских возможностей обучающихся.
4. Концепция изменений Организация исследовательской деятельности обучающихся способствует развитию образного и аналитического мышления, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Работа с краеведческими материалами позволяет сформировать общее представление об историко-литературном процессе, совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности.
Учителем создана программа элективного учебного предмета «Литературное краеведение», разработана система уроков по современной поэзии родного края в старших классах «Современная поэзия Тутаевского края».
5. Условия реализации изменений Высокая личностная заинтересованность педагога в развитии данной тематики для своего района. Наличие материально-технической и методической базы для исследовательской деятельности с обучающимися.
6. Результат изменений Активное участие школьников в научно-практических конференциях районного, регионального и Всероссийского уровней: «Отечество», «Филологические чтения», «Открытие», «Наука. Техника. Искусство». Активизация исследовательской деятельности обучающихся 5-11 классов.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
  1. Синягина, С.А. Система работы по литературе в 10-11 классах по теме «Современная поэзия Тутаевского края».//Районный открытый Фестиваль «Калейдоскоп методических идей-2009» [Электронный ресурс]. - Департамент образования Администрации ТМР: МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр». - Тутаев, 2009.-1 электр.опт.диск (DVD).
  2. Синягина, С.А.Урок русского языка в 11 классе, посвященный Году русского языка в России «Осторожнее будьте со словом».// [Электронный ресурс].-Департамент образования Ярославской области: Институт развития образования. - Ярославль, 2008.-1 электр.опт.диск (DVD).
  3. Синягина, С.А. «Художественный мир поэтессы Тутаевского района Галины Литвиновой» (Краеведение в школе) (Рег.№ 330804) // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» //www.festival.1 september.ru.
III. Описание инновационного опыта учителя
Проектная деятельность по изучению поэзии родного края является наиболее интересной и результативной формой индивидуальной работы с обучающимися, в ходе которой происходит формирование исследовательских компетенций: умение работать с информацией (статьями из газет «Берега», «Моторостроитель», каталогом «Литературное краеведение» в библиотеке); обращение к различным источникам данных и их использование (воспоминания современников поэтов, стихотворения поэтов); использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности (в работе с документами, письмами, фотографиями); расширение коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.
Современная поэзия родного края дает огромный материал для исследований учащихся. Темы исследований разрабатывают учитель и ученик совместно. Для того чтобы работа ученика носила исследовательский характер, подбираются темы, по которым недостаточно материалов. Как правило, все темы по современной поэзии родного края - это никем не разработанные, но достаточно доступные школьникам для поисковой и исследовательской работы.
На уроках в старших классах используются как традиционные методов работы, так и проблемно-поисковые и исследовательские: раунды перекрестных вопросов по биографии поэтов; викторина с творческими заданиями; сопоставительный анализ, позволяющий определить традиционное и новаторское в творчестве поэтов-современников; стилистический эксперимент, дающий углубленный лексический анализ стихотворения; дискуссия «Литературная параллель», позволяющая исследовать творчество поэтов разных эпох; моделирование собственных текстов по образцу (работа с опорными словами, заданным началом и т.д.); конференция- презентация самостоятельно прочитанного поэтического произведения; метод проекта. На уроке педагог ставит не столько образовательные цели, сколько воспитательные, позволяющие и формировать читательскую квалификацию, и воспитывать духовно развитую личность, гражданина своей страны. Предмет становится более близким учащимся, более интересным и доступным, так как раскрывает большие возможности для творческого развития личности ученика.
Использование краеведческого материала на уроках литературы усиливает воспитательную направленность обучения, позволяет продолжить работу по целенаправленному формированию духовно- нравственных и патриотических качеств личности: гордость за родной край и свою страну, за своих талантливых земляков, уважение к истории своей страны и к людям, развитие духовно- нравственных ценностей личности.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Голованова Наталья Дмитриевна, кандидат филологических наук.

Материалы представленного опыта находятся в ГОАУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 418
Тел.: 8(4852) 21-85-75

Личные инструменты