Naumova (Обсуждение | вклад) |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) (→Использование средств и ресурсов информационно-коммуникационных технологий в обучении биологии (на примере темы «Бактерии»).) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 10: | Строка 10: | ||
|- | |- | ||
| valign="top"|Морсова Светлана Григорьевна | | valign="top"|Морсова Светлана Григорьевна | ||
- | | valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 им. К. Маркса с углубленным изучением математики | + | | valign="top"|Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 им. К. Маркса с углубленным изучением математики г. Ярославля <br> 150000, г.Ярославль, ул. Собинова, д.22 |
| valign="top"|Учитель биологии | | valign="top"|Учитель биологии | ||
|} | |} | ||
Строка 59: | Строка 59: | ||
- | |||
- | |||
[[Категория: Сош №33 им. К. Маркса с углубленным изучением математики г. Ярославля]] | [[Категория: Сош №33 им. К. Маркса с углубленным изучением математики г. Ярославля]] | ||
[[Категория: Основное общее образование]] | [[Категория: Основное общее образование]] |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Морсова Светлана Григорьевна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 им. К. Маркса с углубленным изучением математики г. Ярославля 150000, г.Ярославль, ул. Собинова, д.22 | Учитель биологии |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Использование средств и ресурсов информационно-коммуникационных технологий в обучении биологии (на примере темы «Бактерии»). |
2. Источник изменений | Перестройка учебно-методических комплексов и различных учебно-методических комплектов с ориентацией на новый образовательный стандарт происходит, но не достаточно быстрыми темпами. Анализ учебников показал, что материал в них слабо визуализирован. В этом случае можно воспользоваться средствами и ресурсами ИКТ и подготовить такие образовательные продукты, которые будут способствовать формированию операционной сферы логического мышления, а также позволяющие создать зрительный образ изучаемых объектов. Создание образовательного продукта, сочетающего в себе высокую теоретическую ценность, инновационные методы подачи учебного материала и контроля качества его усвоения позволит формировать новые компетенции педагогов и обучающихся. |
3. Идея изменений | Формирование ключевых компетенций за счет использования инновационных образовательных продуктов при изучения различных тем и разделов биологии. |
4. Концепция изменений | ИКТ являются средством обучения, позволяющим формировать ИКТ-компетенции. Они должны интегрироваться в курс обучения таким образом, чтобы не нарушать целостность образовательного процесса. Такими средствами интеграции можно считать комплекты мультимедийного оборудования и интерактивные доски, а также разнообразные ресурсы: комплекты учебно-методических материалов к линиям учебников и другие медиаресурсы. Учителем создан учебно-методический комплект, необходимый для изучения, обобщения, закрепления основных понятий данной темы, а также контроля качества усвоения знаний в который входят методические рекомендации для учителей биологии по использованию цифровых образовательных ресурсов, а также средств для их демонстрации в учебном процессе при изучении биологии на примере царства Бактерии в курсе природоведения в 5 классе и курсе биологии в 6–11 классах. Разработан комплект методических материалов для изучения организмов данного царства. Для закрепления знаний созданы тесты в специализированной тестовой среде “Knowing”, каждый из которых состоит из двух частей: части «А», где содержатся задания с выбором одного правильного ответа, части «Б» где содержатся задания на установление соответствия, на установление последовательности событий и иные задания, типы которых могут быть предложены в вариантах ЕГЭ. |
5. Условия реализации изменений | Наличие современных технических средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, лаборатория L-Микро, наноэдьюкатор, интерактивная доска. |
6. Результат изменений | Использование различного типа заданий, презентаций и Internet-ресурсы, проектной деятельности, обучающего и итогового тестирования придаёт обучению деятельностный характер и способствует развитию самостоятельности учащихся, облегчает социализацию. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Изучение особенностей представителей царства бактерии осуществляется во всех разделах школьного курса биологии, начиная с курса природоведения. В учебно-методическом комплексе В.В. Пасечника, с использованием которого работает учитель, материал, в основном, слабо визуализирован, несмотря на то, что современные образовательные ресурсы и возможности Интернет дают богатейший материал для методического отбора иллюстраций. Поэтому, при раскрытии учебного материала о бактериях, педагог использует средства аудио-визуального воздействия, облегчающие обучающимся восприятие и сохранение изученного материала, которые оформлены в виде комплекса методического сопровождения изучения данной темы в 5–11 классах общеобразовательной школы. В рамках пропедевтического учебного предмета «Природоведение» формируется первичное представление о бактериях как особом царстве живой природы и об их значении в природе и жизни человека. Для выявления особых свойств этой группы организмов учитель использует интерактивную доску и обучающимся предлагается сравнить строение растительной клетки и бактериальной, выполнив подписи к рисункам, указав те части клетки, которые имеются у изображенных организмов. Для более динамичного изучения строения бактерий в курсе «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» в 6 классе учитель использует заранее подготовленные страницы конспекта к данной теме, созданные с применением инструментов «галерея», «текст», «перо», «выделенный элемент» интерактивной доски. Первая страница конспекта используется для объяснения материала. В ходе фронтального обсуждения с элементами объяснения определяется название органоидов, их местоположение в клетке и выполняемые функции. Вторая страница конспекта используется для закрепления материала. Для более эффективного усвоения материала по разнообразию бактерий и их роли в природе и жизни человека, созданы страницы конспекта с микрофотографиями бактерий, отличающихся друг от друга по форме. В раздел закрепления материала и проверки знаний на следующем уроке внесена система разработанных учителем заданий на установление соответствия между понятием и его определением, между понятием и картинкой, и задания на установление соответствия: картинка-понятие-расшифровка. При характеристике основных способов питания бактерий используется страница конспекта с названиями основных способов питания бактерий и кратким его описанием. В разделе «Биология. Человек» 8 класса при изучении роли бактерий в жизни человека учитель использует ресурсы интерактивного плаката. Учитывая возможности мультимедийного оборудования кабинета педагог предлагает обучающимся выполнить творческие работы: подготовить презентации по характеристике некоторых заболеваний, вызываемых бактериями, а также краткие очерки в формате презентаций о жизни и вкладе в борьбу с инфекционными заболеваниями Э. Дженнера, Л. Пастера, стимулируя развитие информационной компетенции, интереса к изучению биологии. Для углубления, обобщения, закрепления, контроля качества усвоения знаний о бактериях в разделе общей биологии в 10 классе, а также тем «Эволюция органического мира» и «Систематика органического мира – отражение его эволюции» в 11 классе учитель использует созданный им учебно-методический комплект. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Немцева Татьяна Васильевна, старший методист кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО 150014 г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16. |
Перечень материалов, входящих в архив: