Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
Rmc2010 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 42: | Строка 42: | ||
*Самойлова, Г.В. Как создаётся мир сказочных великанов /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009 | *Самойлова, Г.В. Как создаётся мир сказочных великанов /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009 | ||
*Самойлова, Г.В. Текст и его строение /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009 | *Самойлова, Г.В. Текст и его строение /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009 | ||
- | *Самойлова, Г.В. Система проверки знаний в 5 классе //Русский язык.- М: 2008. - №20 | + | *Самойлова, Г.В. Система проверки знаний в 5 классе //Русский язык.- М: 2008. - №20 |
- | *Самойлова, Г.В. Контрольная работа в 6 классе //Русский язык. М: 2009. - №20 | + | *Самойлова, Г.В. Контрольная работа в 6 классе //Русский язык. М: 2009. - №20 |
*Самойлова, Г.В. М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету. /Ярославская область: образовательные ресурсы Информационно-методический сборник. – Ярославль: Ярославский региональный информационно-методический центр, 2009. Вып. №118 | *Самойлова, Г.В. М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету. /Ярославская область: образовательные ресурсы Информационно-методический сборник. – Ярославль: Ярославский региональный информационно-методический центр, 2009. Вып. №118 | ||
|} | |} | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
|<center>'''III. Описание актуального опыта учителя'''</center> | |<center>'''III. Описание актуального опыта учителя'''</center> | ||
|- | |- | ||
- | | | + | |Наряду с новыми технологиями педагог использует и новые формы уроков: урок-презентация, путешествие, КВН, урок-диалог, викторина, урок-творческая лаборатория писателя, урок-практикум, игра, творческая мастерская, брейн-ринг, урок-интервью и другие. |
+ | Цель авторской системы уроков литературы - сделать детей квалифицированными читателями, ввести ребенка в мир культуры, помочь осознать и проявить себя, сделать обучение увлекательным и привлекательным. | ||
+ | Реализации этой цели способствует огромная индивидуальная работа с обучающимися, усиление роли внеклассной работы по литературе. | ||
+ | В основе содержания и структуры программы под редакцией А.Г.Кутузова, по которой работает учитель литературы, лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Поэтому на каждом уроке литературы присутствуют элементы творчества: обычно урок начинается с творческой пятиминутки (она служит для обогащения словарного запаса, учит кратко формулировать идею, пересказывать) с использованием приема «Синквейн» (своеобразное глубокое осмысление темы в образной форме, белый стих - пятистишье), заканчивается также творческим элементом (для развития творческого воображения) типа «Какого цвета (вкуса, запаха) честь (любовь, смех...)?» | ||
+ | При работе над биографией писателя (для систематизации знаний) ученики осваивают прием «Кластер» (данные о писателе «собираются» в форме грозди, в центре которой фамилия поэта, писателя). | ||
+ | Обучающиеся также осваивают на уроках несколько видов анализа лирического произведения: академический; через символику пространства, цвета и времени; через систему образов к мотивам, своеобразие творчества; составление плана-партитуры и др. | ||
+ | Каждый из видов анализа способствует развитию определенных видов мышления, памяти, умений и навыков. | ||
+ | Большинство учащихся (среди них есть и обучающиеся в классах компенсирующего обучения) могут анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, создание опорных схем, алгоритмов, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определенной эпохой. | ||
+ | Для активизации мыслительной деятельности используются активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, поэтому учащиеся свободно рассуждают, обобщают, анализируют, делают выводы, рецензируют чужие и собственные ответы. | ||
+ | Благодаря творческим мастерским и практикумам ученики сочиняют четверостишия на любую предложенную тему, пробуют сочинять рассказы, сказки, баллады, былины, лирические стихотворения, пишут сценарии. | ||
+ | Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики, способствовал увеличению интереса к предмету, улучшилось качество знаний. По итогам срезовых работ процент успеваемости по литературе составляет от 80 до 100%, процент качества от 40 до 60%. Устный экзамен по литературе ученики выбирают в форме реферата, где можно проявить свое творческое «я». | ||
+ | Совместно с учащимися педагог создает разноуровневый дидактический материал (например, алгоритмы анализа произведений), сборники творческих работ. | ||
|} | |} | ||
{|border="1" width="100%" | {|border="1" width="100%" |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Самойлова Галина Владимировна | Муниципальное образовательное учреждение Песоченская средняя общеобразовательная школа
152963 Ярославская область, Рыбинский район, п. Песочное, ул. Первомайская, д. 1а | Учитель литературы и русского языка |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Изучение лирики как составляющей литературного развития школьников на II и III ступени общего образования (программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова) |
2. Источник изменений | Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики. |
3. Идея изменений | Система работы по изучению лирики в школе на основной и средней ступени обучения общего образования с использованием современных образовательных технологий, рекомендации при изучении содержания программы литературного образования (развития). |
4. Концепция изменений | Преимущества изучения произведения, в т.ч. и лирики по программе А.Г. Кутузова, в творческой самостоятельности ученика, развитии его как читателя через творчество, свободу мышления, возможности интерпретации. Целесообразны новые формы, этапы урока – элементы, основанные на сотворчестве учителя и ученика. Главная цель – развитие творческой личности через самораскрытие и самопознание учащихся в процессе обучения. Представлена работа с новыми именами и произведениями. |
5. Условия реализации изменений | Обновленные требования модернизации системы образования. Творческая личность учителя. Одержимость, увлечение идеями курса – ключ к достижениям. Рост профессиональный и как учителя, и как воспитателя, и как человека. |
6. Результат изменений | Сочинения и творческие работы учеников выгодно отличаются богатым содержанием, слогом, связанностью текста, доказательностью. Возможны творческие работы на любую тему. Обучающиеся допускают меньше ошибок. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
|
Наряду с новыми технологиями педагог использует и новые формы уроков: урок-презентация, путешествие, КВН, урок-диалог, викторина, урок-творческая лаборатория писателя, урок-практикум, игра, творческая мастерская, брейн-ринг, урок-интервью и другие.
Цель авторской системы уроков литературы - сделать детей квалифицированными читателями, ввести ребенка в мир культуры, помочь осознать и проявить себя, сделать обучение увлекательным и привлекательным. Реализации этой цели способствует огромная индивидуальная работа с обучающимися, усиление роли внеклассной работы по литературе. В основе содержания и структуры программы под редакцией А.Г.Кутузова, по которой работает учитель литературы, лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Поэтому на каждом уроке литературы присутствуют элементы творчества: обычно урок начинается с творческой пятиминутки (она служит для обогащения словарного запаса, учит кратко формулировать идею, пересказывать) с использованием приема «Синквейн» (своеобразное глубокое осмысление темы в образной форме, белый стих - пятистишье), заканчивается также творческим элементом (для развития творческого воображения) типа «Какого цвета (вкуса, запаха) честь (любовь, смех...)?» При работе над биографией писателя (для систематизации знаний) ученики осваивают прием «Кластер» (данные о писателе «собираются» в форме грозди, в центре которой фамилия поэта, писателя). Обучающиеся также осваивают на уроках несколько видов анализа лирического произведения: академический; через символику пространства, цвета и времени; через систему образов к мотивам, своеобразие творчества; составление плана-партитуры и др. Каждый из видов анализа способствует развитию определенных видов мышления, памяти, умений и навыков. Большинство учащихся (среди них есть и обучающиеся в классах компенсирующего обучения) могут анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, создание опорных схем, алгоритмов, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определенной эпохой. Для активизации мыслительной деятельности используются активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, поэтому учащиеся свободно рассуждают, обобщают, анализируют, делают выводы, рецензируют чужие и собственные ответы. Благодаря творческим мастерским и практикумам ученики сочиняют четверостишия на любую предложенную тему, пробуют сочинять рассказы, сказки, баллады, былины, лирические стихотворения, пишут сценарии. Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики, способствовал увеличению интереса к предмету, улучшилось качество знаний. По итогам срезовых работ процент успеваемости по литературе составляет от 80 до 100%, процент качества от 40 до 60%. Устный экзамен по литературе ученики выбирают в форме реферата, где можно проявить свое творческое «я». Совместно с учащимися педагог создает разноуровневый дидактический материал (например, алгоритмы анализа произведений), сборники творческих работ. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Заполнить содержанием |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Заполнить содержанием |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: