Воспитание гражданской идентичности сельских школьников

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 70: Строка 70:
[[Категория: Мокеевская средняя общеобразовательная школа Ярославского МР]]  
[[Категория: Мокеевская средняя общеобразовательная школа Ярославского МР]]  
[[Категория: Основное общее образование]]
[[Категория: Основное общее образование]]
-
[[Категория: Прочее направление работы]]
+
[[Категория: Переход на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения]]
-
[[Категория: Методическое пособие]]
+
[[Категория: Описание методики, технологии]]
[[Категория: 1 класс]]
[[Категория: 1 класс]]
[[Категория: 2 класс]]
[[Категория: 2 класс]]

Текущая версия на 07:52, 9 апреля 2014

Воспитание гражданской идентичности сельских школьников

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Байбородова Людмила Васильевна, Мякина Валентина Васильевна, Репина Алевтина Валентиновна Мокеевская средняя общеобразовательная школа Ярославского МР
150527, Ярославская обл., Ярославский район, д. Мокеевское, д. 33,
Авторский коллектив


II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Воспитание гражданской идентичности сельских школьников.
2. Источник изменений В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, задача формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.
Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ.
3. Идея изменений Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность. Проблема формирования гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением новой парадигмы образования. Выпускники сельской школы должны уметь жить в условиях обостренной социальной и материальной неопределенности, решать задачи организации новых форм хозяйствования на селе, в том числе, и негосударственных форм. Поэтому педагогическим коллективам необходимо использовать эффективные комплексные педагогические средства, которые способствуют воспитанию гражданской идентичности школьников в условиях села.
4. Концепция изменений Авторским коллективом разработана общая модель воспитания гражданской идентичности сельских школьников, которая стала ориентиром для создания моделей в каждой школе, с учетом условий, ресурсов школы и социума, с определением специфичных элементов компонентов предложенной модели для конкретного учреждения.
5. Условия реализации изменений Владение педагогом современными образовательными технологиями.
6. Результат изменений Формирование и развитие гражданской идентичности сельских школьников.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта

В учебно-методическом пособии представлена модель воспитания гражданской идентичности сельских школьников, состоящая из следующих компонентов:

  • Концептуально-целевой компонент модели
    Стратегическая цель: формирование готовности школьников к реализации социальной роли гражданина, жителя и труженика сельской местности.
  • Содержательный компонент модели включает следующие направления:
    - Формирование гражданской ответственности.
    - Формирование гражданского долга.
    - Воспитание исторической памяти.
    - Воспитание патриотизма.
    - Воспитание заботливого хозяина земли, труженика села.
    Содержание воспитания гражданской идентичности представлено следующими видами деятельности, позволяющими комплексно и эффективно использовать ресурсы сельского социума:
    - информационно-образовательной деятельностью,
    - поисково-исследовательской деятельностью,
    - краеведческой деятельностью,
    - экскурсионной деятельностью,
    - трудовой деятельностью,
    - оздоровительной деятельностью.
    Среди различных видов деятельности особо выделяется трудовая деятельность, так как правильно организованный общественно-полезный труд, существенно влияет на формирование гражданской идентичности детей.
  • Органиазционно-процессуальный компонент модели
    К эффективным средствам воспитания гражданской идентичности во всех сферах деятельности относятся различные исследовательские технологии и, прежде всего, технология проектной деятельности, связанная с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания конкретного продукта.
    Доминирующими методами формирования гражданской идентичности являются исследовательские, творческие, практико-ориентированные, проблемные.
  • Результативный компонент модели
    Для отслеживания результатов воспитания гражданской идентичности определены критерии и показатели, а также методики, их замеряющие. При этом учитывается структура замеряемого качества, задачи, содержание воспитания данного качества.
    В структуре гражданской идентичности выделяются следующие компоненты:
    - познавательный, или когнитивный;
    - мотивационно-ценностный;
    - поведенческий, или операционально-деятельностный;
    - личностный.
    В пособии представлен опыт использования основных комплексных средств, которые выполняют множество образовательных и воспитательных функций, интегрируют ресурсы учебной и внеучебной деятельности, основного и дополнительного образования.
    Особое внимание уделяется проектной деятельности, которая является системообразующей во всех сельских школах и имеет дополнительные воспитательные возможности для достижения образовательных результатов в разновозрастных группах. Показаны особенности использования ресурсов сельского социума в нескольких школах на учебных занятиях и во внеурочное время, при изучении различных предметов, при организации проектной деятельности.
    Важным средством воспитания гражданской идентичности сельских детей является музей, который становится центром организации воспитательной работы в школе и селе. На базе музеев выполняются проекты, организуются различные виды деятельности учащихся. В пособии описан опыт работы коллективов двух школ, имеющих музеи.
    Один из разделов пособия посвящен отслеживанию результаты инновационной деятельности, где представлены конкретные методики.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес М.И. Рожков, Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор ЯГПУ
О.Г. Важнова, кандидат педагогических наук, директор средней общеобразовательной школы № 87 г. Ярославля


Материалы представленного опыта находятся в ГОАУ ЯО ИРО "Центр развития инновационной инфраструктуры"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 318

Личные инструменты